Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

Выйти из спячки!

Помочь себе можем только мы сами.
Главные цели бизнес-объединений — улучшать взаимодействие и взаимопонимание между властью и бизнесом, укреплять и развивать сотрудничество для принятия лучших законов.
С одной стороны, в приватных разговорах многие предприниматели сокрушаются и сетуют на несовершенство законов, двусмысленность подзаконных актов и норм, на зависимость от чиновничьей власти и неспособность изменить эту ситуацию в одиночку.

С другой — далеко не у всех представителей бизнеса есть желание и готовность совместными усилиями поменять положение.

По официальным данным, бизнесмены, входящие в различные ассоциации и объединения, составляют не более 10-12% от общего числа представителей бизнес-сообщества.

Почему эта цифра невелика? Почему остальные 90% предпочитают либо переждать, либо действовать самостоятельно?

Ответы мы знаем благодаря социологическому исследованию НП «Альянс» и многочисленным встречам с предпринимателями разных видов деятельности и масштаба.

Они говорят:
– не видим необходимости;
– не верим, что, объединившись, можно сделать нечто полезное;
– устраивает нынешняя ситуация — менять ничего не надо;
– общественные объединения что-то делают, и ладно, нам тоже от этого перепадет;
– власти виднее — значит, иначе нельзя.

На самом деле предпринимательский класс в вопросе взаимодействия с властью разделился на три группы:

1) группа «лояльных» — устанавливает отношения с властью через соблюдение всех формальных и неформальных правил;

2) группа «конфликтующих» — пробует выстраивать взаимоотношения через критику действий власти и изменение правил, ею установленных (в первую очередь речь идет о пресловутых «правилах выделения землеотводов», сроках и процедурах перевода жилого в нежилое, участии в муниципальных заказах и т. д.);

3) группа «выжидающих».

Понятно, что в первой группе у бизнеса, как говорится, все в «шоколаде», во второй — наоборот, а что в третьей группе?

А там всего понемногу: кто-то завидует лояльным, кто-то их хулит, кто-то ругает конфликтующих, кто-то их поддерживает, но почти никто из выжидающих не проявляет открыто свою позицию.

Возникает вопрос: может, дело не столько во власти и ее качестве, сколько в самих представителях бизнеса?

На уровне здравого смысла: если люди недовольны положением дел в обществе и хотят изменений к лучшему, проще и эффективнее объединить свои усилия.

Но когда говорят «нас далеко не все устраивает, но мы пойдем другим путем» или «бла-бла-бла… ничего не надо предпринимать», то здравого смысла здесь мало.

В обществе вообще и в бизнес-среде в частности много твердят о том, что «во власти всех уровней сегодня поселилась коррупция», «очень мало истинно государевых людей, знающих дело и радеющих за него», людей, которые «взяток не берут, им за державу обидно», и т. д. и т. п. Что сделали представители бизнеса, чтобы конструктивно изменить эту ситуацию к лучшему? И только ли сама власть — причина коррупции? Ведь взяток ждут в первую очередь там, где их дают.

Казалось бы, самые активные бизнесмены проявили себя — они вошли в законодательные и представительные органы власти, но это оказался лишь первый и начальный этап диалога! Некоторые объединились в партнерства и ассоциации. А вот дальше началась методичная, скрупулезная, рутинная, совместная с властью работа по законам, процедурам, механизмам, для которой потребовалось мнение и другой, большей части бизнеса. Чтобы продолжились следующие этапы «диалога бизнеса и власти, выработки совместных взаимовыгодных решений». Правда, представители активной части бизнеса не ожидали, что остальные будут такими молчаливыми.

Кто-то из известных правоведов недавно сказал: «Власть и бизнес в обществе, как весы Фемиды: если они в равновесии, то и в обществе равновесие, если какая-то из чаш начинает перевешивать — возникает тревога». Сегодня «чаша власти» в явном перевесе — и из-за активности властных структур, и из-за пассивности бизнеса.

Значительная часть предпринимателей оказалась менее способной и к самоорганизации — к стратегическому целеполаганию, и к объединению для достижения поставленных целей. На чаше весов Фемиды — вклад очень маленькой группы бизнесменов. И пока не видно признаков изменения ситуации.

Здесь хочется вспомнить М.М. Жванецкого: «Когда результат большинству не нужен, трудно процесс делать захватывающим».


добавлено: 03 апреля 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск № 12 (563) 3 апреля 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006