Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

КЛИНИНГОВЫЕ УСЛУГИ

До недавнего времени уборка общественных помещений у большинства людей четко ассоциировалась с бабушкой в синем халате и с грязной тряпкой. В последние 2-3 года все чаще на месте традиционных бабушек оказываются работники в чистой униформе, использующие самые современные технологии, — представители клининговых фирм.

Рынок клининговых услуг в Екате­ринбурге существует около 10 лет. Пока он находится в стадии формирования и интенсивного роста, увеличиваясь до 100% в год. И все-таки, говорят игроки рынка, процесс убеждения потенциальных заказчиков в необходимости клининговых услуг идет очень тяжело. Галина Филоненко, председатель правления АРУК УрФО: «Осознание того, что клининг — технологичная и наукоемкая сфера деятельности, требующая особых знаний и оборудования, которыми могут обладать только специализирующиеся в этой области компании, приходит очень медленно». По мнению участников, в ближайшие 3-5 лет рынок должен упорядочиться, произойдет его сегментация и специализация.

Рынок клининга растет
очень интенсивно

Первые клининговые компании появились более 100 лет назад в западных странах. В России фирмы, предоставляющие профессиональные услуги по уборке помещений, возникли в 1992 г. Развитие отрасли началось с Москвы и Санкт-Петербурга и было обусловлено приходом иностранных компаний в Россию. В Екатеринбурге наступление эры профессиональной уборки принято отсчитывать от 1996 г. — когда на рынок вышла первая местная компания «Чистая полоса».

Объем российского рынка клининга оценивается примерно в $200-220 млн (для сравнения: в США — $66 млрд, в Германии — 18 млрд евро), на долю Москвы приходится $105-115 млн. Точные данные по местному рынку назвать сложно: за годы его существования ни одного серьезного маркетингового исследования не проводилось. По сведениям ТОП-листа «ДК», в 2005 г. суммарный оборот 10 ведущих компаний превысил $7 млн. Нет точных данных и о количестве компаний, предоставляющих клининговые услуги. По сведениям администрации города, их 24 (в Москве — 170 официальных). Игроки рынка говорят как минимум о 40. Путаница с цифрами возникает, в частности, из-за того, что на рынок регулярно выходят фирмы-однодневки, которые организуются под конкретные заказы. Татьяна Плотникова, специалист по маркетингу холдинга «Мир чистоты», утверждает, что крупных компаний не больше 10. К числу лидеров отрасли аналитики рынка относят «Технологии чистоты», «Чистую полосу» и «Профи Блеск».

Игроки сходятся во мнении, что рынок растет очень интенсивно. По разным оценкам, темпы составляют от 40 до 100% в год. Татьяна Плотникова: «В среднем рынок растет сейчас на 30-40% ежегодно, и условий для торможения не предвидится. Но условия работы отдельных компаний существенно отличаются, поэтому некоторые из них наращивают 25% в год, а другие доводят этот показатель до 100%». Алла Жукова, директор компании «Технология чистоты»: «Рынок можно охарактеризовать как развивающийся. Его рост связан с популярностью услуг и с общеэкономическими тенденциями на рынке, когда аутсорсинг становится одним из способов увеличить инвестиционную привлекательность предприятия».

Г-жа Филоненко отмечает, что происходит изменение в культуре управления недвижимостью: «Управляющие компании начинают понимать, что уборку следует отдавать профессионалам, поскольку состояние и конкурентоспособность дорого­стоящей недвижимости зависят от качества ухода за ней». Антон Бармин, директор компании «Чистая планета», связывает рост объемов рынка с вводом новых объектов, по его словам, уже действующие объекты редко отдают предпочтение профессиональным клининговым фирмам.

На местный рынок поглядывают и игроки из других регионов. Из московских компаний в Екатеринбурге работает только «Ронова», которая занимается уборкой «Метро». Андрей Ридингер, заместитель директора ООО «Чистая полоса»: «Ронова» решила продвигаться на нашем рынке и далее, но делала это не совсем этично, заходя на объекты, которые уже обслуживались местными компаниями. Наши клиенты не согласились. Причем непонятно, как москвичи собирались снижать цены — они ведь используют тех же людей и те же химикаты».

Как уверена директор клининговой компании «Дом-сервис» Наталья Кокаулина, в дальнейшем конкурировать со столичными игроками будет тяжело, так как многие руководители полагают, что москвичи лучше знают рынок, поскольку дольше работают на нем и находятся ближе к Западу. «Хотя во время посещения объектов клининга в Москве и Санкт-Петербурге я была разочарована качеством уборки, — рассказывает г-жа Кокаулина. — Наши компании работают намного лучше, правда, не все. Настоящих профессионалов на екатеринбургском клининговом рынке можно пересчитать по пальцам одной руки». Г-жа Филоненко скептически относится к перспективам неместных клининговых компаний: «Они попросту не знают специфики регионального рынка — в первую очередь кадровой политики».

Компании-однодневки подрывают доверие к клинингу

Как говорят участники, сегодня рынок Екатеринбурга насыщен предложением разного уровня качества. Г-жа Жукова отмечает, что непрофессиональные компании демпинговыми ценами качественно и количественно подрывают рынок: «Заказчик ориентируется прежде всего на цену. Ему очень сложно объяснять, что более высокая цена обеспечивает профессиональное исполнение, идеальное качество и заинтересованность подрядчика в безупречной работе».

По мнению Галины Филоненко, выбирая компанию с самой низкой ценой, клиент получает качество услуги, не соответствующее его ожиданиям. За примерами далеко ходить не надо. Наталья Кокаулина рассказала, как в 2003 г. тендер на ежедневное обслуживание одного из коммерческих банков Екатеринбурга выиграла молодая компания, установив очень низкую цену — на 30-40% ниже той, что предложили остальные четыре участника. Своей цели — любым способом получить этого клиента — фирма добилась. Но через два месяца банк разорвал отношения — компания не выполнила договорные обязательства. «Малый опыт работы в клининге привел к тому, что руководители компании не знали, как решать возникающие в ходе работы вопросы, сыграл свою роль и финансовый просчет, — пояснила г-жа Кокаулина. — После неудачного сотрудничества с клининговой фирмой банк проводит уборку силами штатных уборщиц».

Как говорит Антон Бармин, зачастую молодые компании выполняют работы, не имея требуемых технологий, качество получается соответствующее. «В результате клиент не понимает, почему он должен платить за это деньги. Из-за непрофессиональности предоставленных услуг заказчик просто не видит тех преимуществ, которые должны быть у клининговых компаний. Мы раза 4-5 переделывали работы за такими горе-компаниями», — сетует г-н Бармин.

Татьяна Плотникова считает, что проблема заключается в фактическом отсут­ствии на рынке входных барьеров. По ее данным, объем инвестиций, необходимых для организации бизнеса, составляет $25 тыс. В эту сумму входят расходы на закупку оборудования, рекламу и транспорт. При подобных вложениях фирма сможет обслуживать помещения общей площадью 5 тыс. кв. м. В среднем вложения окупятся за 4 месяца.

Рентабельность
бизнеса падает

Рентабельность клининга во многом зависит от вида услуг. Основное разделение сервиса — на ежедневную уборку и специализированные работы. Аналитики рынка отмечают, что ежедневное обслуживание приносит наименьший доход. По оценке г-на Ридингера, рентабельность при ежедневной уборке не превышает 10%. «Если компания использует профессиональное оборудование, химикаты, платит заработную плату, то заработать больше вряд ли получится», — уверяет он. Как считает г-н Бармин, рентабельность ежедневной уборки достигла своего минимума. Сейчас случается, что компании просто отказываются от участия в тендерах из-за низких цен. А некоторые компании, по сведениям г-на Ридингера, повышают рентабельность нечестными методами, например, не выплачивая заработную плату. «Когда приходит пора платить, они просто увольняют работников и взамен набирают новых», — рассказывает замдиректора «Чистой полосы». По экспертным оценкам, доля зарплаты в себестоимости уборки достигает 70-80%.

Доходность разовых работ намного выше: в некоторых случаях при после­строительной уборке рентабельность достигает 200%. Правда, этот показатель не учитывает затраты компании на каждую продажу, на поиск клиентов. Долгосрочные контракты заключаются единожды и приносят стабильную прибыль достаточно длительное время. Именно в этом, говорит Татьяна Плотникова, их основной плюс. Такие контракты позволяют обеспечить работой штат клининговой фирмы.

Эксперты говорят, что именно рынок ежедневного обслуживания вырос за последний год более всего. Объясняется это вводом в строй нескольких крупных торговых центров, которые убираются профессиональными компаниями. Например, «Парк Хаус» убирают две фирмы — «Чистая полоса» и «Профи Блеск». Последняя компания обслуживает и торговый центр «Гермес Плаза». Вместе с тем такие крупные ТЦ, как «Купец», «Екатерининский» и «Дирижабль», имеют собственные службы по уборке. Антон Бармин прогнозирует, что в ближайшие несколько лет большая часть торговых центров будет обслуживаться профессиональными клининговыми компаниями.

Интенсивный рост продолжится еще 5-7 лет

По мнению Татьяны Плотниковой, клининговые компании, обслуживающие корпоративных клиентов, будут значительно увеличивать свои объемы еще 5-7 лет. Галина Филоненко подчеркивает, что пер­спективы развития рынка профессионального ухода за недвижимостью тесно связаны с несколькими аспектами: «Прежде всего с развитием строительства (торговых, офисных, спортивных, развлекательных центров). Кроме того, на росте спроса и предложения в области клининга сказывается интенсивное строительство коттеджных поселков и других видов элитного жилья, однако этот сегмент рынка не имеет отношения к аутсорсингу как явлению в экономике». Также, по ее мнению, развитие рынка зависит от становления культуры управления недвижимостью. Г-жа Филоненко: «Со временем управляющие компании осознают неизбежность передачи каких-то функций на аутсорсинг, сделают выбор в пользу сотрудничества с профессиональными компаниями, станут выделять соответствующие средства на эту статью расходов».

Еще один сегмент, который пока практически не освоен местными компаниями, — обслуживание жилищного фонда. По мнению г-жи Кокаулиной, основная преграда — сравнительно высокая стоимость услуг: «Мы проводили расчеты, получалось, что каждая квартира в 9-этажном доме за уборку подъезда должна будет платить минимум по 150 руб. в месяц. Это существенно больше, чем сегодня». Однако игроки рынка сходятся во мнении, что с ростом благосостояния граждан перспективность сегмента ЖКХ будет возрастать.


добавлено: 20 марта 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск №(534) 20 марта 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006