Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

Скажите им правду! Предприниматель не требует — чиновник не разумеет.

ИЛЬЯ ШКОП
На всех уровнях власти говорят о поддержке малого бизнеса. Твердят уже несколько лет как о государственной задаче. При полпредстве, при областном правительстве, при мэрии Екатеринбурга возникли координационные советы, состоящие из представителей предпринимательских объединений. Даже появляются специальные программы, так, в Екатеринбурге действует 3-летняя программа «Развитие и поддержка малого бизнеса в 2005-2007 гг.». А где результат?

Чего бизнес ждет от власти?

Что реально получил (ваш, мой) малый бизнес (МБ) от этих суетливых потуг в 2004 г. или в 2005 г.? Где вопрос власти к бизнесу: «Ребята, вам чего надо? Каких изменений хотите?» Нас все время благодетельствуют втемную. Представьте: в 2006 г. Свердловская область выделила на льготное кредитование МБ 70 млн руб. Это что за «сникерс» для толпы истощенных от голода беспризорников? Разве этого мы ждем? Такие деньги легко переварят 1-3 успешных малых предприятия. Кому нужны эти декорации? Не лучше ли выдать поручительства правительства области на 1 млрд руб. по кредитам МБ, полученным в коммерческих банках?

Вообще, чего малый бизнес ждет от власти?
Явно не льгот. Они редко распределяются справедливо. За ними часто маячит обыкновенная коррупция.
Снижения налогов? Хорошо бы. Но сразу натыкаемся на ответ: «Бюджет города, области, страны на это не рассчитан».

В то же время целые сферы бизнеса не работают или работают вяло. Главный тормоз развития — неэффективные чиновники, нерезультативные процедуры. Оформление любого участка земли занимает непростительно много времени: 6-18 месяцев — на участок под существующим частным домом, 12-24 месяца — на землеотвод под строительство. Это рынок земли с миллиардными оборотами, очень емкий, а его нет, причем только из-за путаных процедур.

Если на льготы бизнесу нет денег, то, чтобы повысить эффективность процедур, вообще не требуется бюджетных расходов — только регулярная обратная связь с бизнесом и другими частями общества. Запрос на изменения и работы над ошибками. Скажем, налоговая инспекция 10 лет назад делала справку для продажи квартиры в течение 1 часа, а сейчас оформляет ее же две недели. Что, за это время компьютерный парк в ФНС так износился или сотрудники стали медленнее двигаться? Ясно, что нет. Просто кто-то изменил процедуру, и она стала длительнее.

Кипит возмущенный разум

Если бы органы власти, контролирующие органы и прочие элементы госаппарата систематически стремились повысить свою эффективность, тогда был бы и результат. Но, согласитесь, зачем создавать себе головную боль? Ведь, по большому счету, никто не жалуется, все терпят, значит, можно жить и так. Однако если я все же решу улучшить работу вверенного мне подразделения, то куда мне двигаться, как исправлять ошибки? Каким образом чиновник может узнать, где в его деятельности, в его организации слабое звено?

Сама власть не способна вытащить себя за волосы из болота. Требуется стимул к изменению. Единственный такой толчок — заявленная вслух воля людей, объединенных по интересам. Группы лыжников, автомобилистов, любителей кошек, предпринимателей, в конце концов. Главное — нужны говорящие с властью союзы, ищущие и требующие обратной связи.

К примеру, в мае 2005 г., когда мэрия Екатеринбурга приостановила перевод квартир под офисы (ее сотрудники не были готовы применять новый Жилищный кодекс), «Комитету 101» потребовалось всего три недели точечной критики горадминистрации по этому вопросу. Мы активно искали контакты с прессой. Выступали во всех доступных нам СМИ, чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки. И глава города подписал постановление о порядке перевода, разъясняющее чиновникам его администрации, как осуществлять эту процедуру. Еще через несколько недель процедура заработала.

Другое дело, что постановление не соответствовало Жилищному кодексу, и его пришлось отменить. Но сам перевод в Екатеринбурге возобновился раньше, чем во многих других российских городах.

На мой взгляд, отношения общества с властью можно уподобить манипуляциям с кастрюлей. Если ее наполнить водой и, приварив крышку, поставить на сильный огонь, то рано или поздно кастрюля взорвется от перегрева. Если крышку не приваривать, она скоро начнет подпрыгивать и звенеть, привлекая наше внимание. Тогда, услышав звон, мы хотя бы сможем прийти на кухню и принять меры. Обращения к власти с нашими проблемами через СМИ я и сравниваю со звоном кипящей кастрюли. Нет звона — нет реакции. Есть звон — реакция рано или поздно появится.


добавлено: 13 марта 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск №(533) 13 марта 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006