Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

Не покупайте тренинги, как картошку!

Иначе вы рискуете похоронить свой бизнес

Михаил Лабузов бизнес-тренер, преподаватель Урало-Сибирского института бизнеса

Намоей памяти бывали случаи, когда генеральный директор компании обращался к HR-менеджеру со словами: «Надо бы устроить нашему персоналу тренинг. Вот тебе деньги, но только чтобы в нерабочее время!» Самое же поразительное было в том, что «менпопер» «брал под козырек» и шел выполнять. И выполнял! Он честно звонил в бизнес-центр, договаривался о тренинге, и сотрудники проходили обучение по полной программе. И вроде все довольны, и деньги заплачены, а результата — никакого. С равным успехом больной мог сказать медсестре: «Сходи, милая, к доктору, пусть он мне таблеток на 100 руб. выпишет, чтобы живот больше не болел». Вряд ли я ошибусь, сказав, что таких вот «больных» в нашем городе — чуть ли не каждая вторая фирма из тех, что обращаются за тренингами. Спрос растет, и появляются компании, которые предлагают тренинги «на все случаи жизни». Как раз для тех, кто не умеет выбирать.

Кризис роста

Уральские компании все чаще заказывают бизнес-тренинги. Причины могут быть разные — от простого расширения штата до боязни иностранных конкурентов. Спрос растет, но почему-то спрос этот неосознанный.

Руководители компаний не представляют, какой эффект хотят получить от тренингов. Стандартный ответ: «Чтобы люди лучше работали». Редко кто может четко сформулировать конкретные потребности. Руководители не до конца представляют ситуацию на рынке бизнес-образования. Даже менеджеры по персоналу не всегда ориентируются в том, что происходит. Все хотят расти и развиваться, но упорно отказываются бороться с прижившимися стереотипами.

Критерии для выбора тренинга таковы: из какого города тренер (нередко предпочитают москвичей), бренд компании — провайдера услуг (поработав с одной из фирм, заказчик сотрудничает с ней и дальше), а порой даже модная тема («все этому учатся, и мы пойдем той же дорогой»). Хотя качество услуги во многом зависит от постановки задачи.

Вот вам реальный случай: руководитель компании, прошедший тренинг личностного роста, отправил сотрудников по своим стопам, то есть заказал корпоративное обучение. И вышло так, что на тренинге (кстати, весьма неплохом с точки зрения исполнения) сотрудники тоже получили установки на личностный рост. Тренер объяснил им: если молодой человек к 25 годам не достиг определенных вершин (не открыл собственный бизнес или не успел сделать карьеру), то он застрял в развитии, у него серьезные проблемы. Эта очевидная мысль настолько впечатлила участников тренинга, что спустя некоторое время 50% персонала уволилось, найдя себе места в других компаниях или пытаясь раскрутить собственное дело. Получилось, что директор за свои же деньги развалил бизнес!

В чем причина? Все просто: тренинг был заказан как стандартный продукт, клиент не удосужился сделать предварительную диагностику, определить, правильно ли тренер понимает задачи компании. В этом случае обычный тренинг по тайм-менеджменту, учитывающий специфику фирмы, мог оказаться полезнее, да и затраты были бы меньше.

Увы, ситуация с тренингами в Екатеринбурге больше походит не на предоставление бизнес-услуг, а на покупку картошки на рынке.

Семь бед — один ответ

Решение проблемы может быть только одно: руководитель фирмы должен точно представлять, для чего он заказывает тренинг. Ему следует сформулировать цель и выяснить, какие продукты на рынке представлены. Не лишним будет проанализировать разные предложения. Хорошо, если консалтинговые фирмы покажут потенциальному клиенту «демо-версию» своих разработок — сразу станет ясно, можно их «заточить» под конкретные нужды компании или нет. Затем появится желание активнее участвовать в самом мероприятии и контролировать результат «на выходе». К тренингам стоит относиться как к инвестиции. Здесь вы так же несете ответственность за результат. По сути, вы подписываете ученический договор, чтобы разделить риски. Ибо тренинг — часть вашей собственной программы развития персонала. Как использовать потенциал тренинга? Создавайте программы развития персонала, внедряйте стандарты, мотивирующие сотрудников применять полученные навыки, и никогда не останавливайтесь. Фраза «Учиться, учиться и еще раз учиться» — это в том числе и про бизнес.

Анна Мешавкина территориальный менеджер компании «Апрайт»:

— Я согласна, что далеко не всегда компании, испытывающие потребности в тренингах, представляют себе технологию выбора подобной услуги. Не сформировалось в головах клиентов еще критериев, опираясь на которые они могли бы без проблем анализировать предлагаемые им программы.

Самая серьезная проблема — отношение к тренингам в самих фирмах. Что больше всего поражает, так это часто проявляющаяся безответственность. Люди, принимающие решения, клюют на экзотику, вместо того чтобы сделать самые обычные вещи — узнать, что будет за преподаватель, какие у него тренерское образование и опыт, получить подробную программу тренинга, уточнить у провайдера, кто еще входит в группу, и побеседовать с другими участниками. Лучше всего выяснить имена бывших клиентов планируемой программы и пообщаться с ними. Если нужно, позвоните бывшим заказчикам тренинга и задайте несколько наводящих вопросов. Люди расскажут вам, стоит ли вообще платить деньги этому тренеру, был ли эффект после его занятий.

Одним словом, следует провести комплексный анализ рынка. Профессионалы никогда не откажут в предоставлении подобной информации, ведь именно она поможет отличить «однодневку» от солидной фирмы. В противном случае вы рискуете зря платить деньги. Чтобы оценить товар, вам надо потратить время и усилия, но ведь это вложения в тот результат, который вы планируете получить от тренинга.

Александр Гусев генеральный директор Образовательного центра «Бизнес-Развитие»:

— Моя практика подтверждает другое. Руководители стали более осознанно, чем когда-либо, принимать решения о проведении тренингов, будь то отправка одного сотрудника на сборный тренинг или постановка системы обучения целого коллектива. Мотивом может быть спад в продажах или несоответствие динамики роста плану, обострение конкуренции, финансовые проблемы или новые планы расширения компании и так далее. Но чтобы тренинг заказывали просто так, как говорится, с жиру бесились — такого не припомню. Деньги вкладывают, рассчитывая на конкретную отдачу. Чаще всего в последние год-два выбор тренинга становился частью серьезного плана мероприятий по достижению целей фирмы.

В связи с этим ужесточились правила отбора и компании-провайдера, и тренеров. Сейчас ни одно учебное корпоративное мероприятие не состоится без предварительного конкурса (тендера), обязательной презентации бизнес-школы и тренера. Перед началом обучения заказчики требуют от бизнес-школы провести экспресс-диагностику ситуации, выявить проблемное поле, сформировать подходящую программу, подобрать консультантов под конкретное предприятие с учетом его специфики — в общем, бизнес-центру, прежде чем получить заказ, придется потрудиться, подтверждая свою компетентность. Заказчики сами могут контролировать деятельность бизнес-тренеров, и никакой покупкой картошки тут не пахнет.


добавлено: 22 октября 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск №(563) 23 октября 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006