Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

Олег Хабибуллин инвестирует в сельское хозяйство

Олег Хабибуллин, бывший совладелец и экс-гендиректор торговой сети «Купец», будет заниматься производством и переработкой сельскохозяйственной продукции — зерна, молока и овощей. Руководители уральских молокозаводов считают, что г-н Хабибуллин выходит на рынок в то время, когда инвестировать в молочный бизнес стало выгодно.

Три колхоза в Свердловской области купил ОЛЕГ ХАБИБУЛЛИН и объединил их в компанию «Агроника». Ближайшая стратегическая цель нового предприятия — занять 12-15% местного рынка сырого молока. По словам г-на Хабибуллина, инвестировать в сельское хозяйство он собирался еще в 1999 г. Предполагалось, что торговая сеть «Купец» станет последним звеном вертикально-интегрированного холдинга, включающего сырьевые и перерабатывающие предприятия. В 2001-2004 гг. г-н Хабибуллин объехал большую часть колхозов и совхозов Свердловской области, чтобы оценить их возможности и состояние материально-технической базы.

Выводы, сделанные на основе наблюдений, пригодились ему в 2005 г., когда он продал свою долю в розничном бизнесе компаньонам — ОЛЕГУ ХАНУ и ОЛЕГУ СОТНИКОВУ. Олег Хабибуллин: «С уходом из «Купца» сельскохозяйственная тема стала вдвойне актуальной — у меня появилось время для размышлений и свободные денежные ресурсы. Я уверен, что производить продукты питания даже более рентабельно, чем торговать ими. Нужно только наладить управление и рационально использовать ресурсы». Единственным малодоходным сегментом, считает г-н Хабибуллин, остается разведение мясного скота. Поэтому он намерен сосредоточить усилия на производстве и переработке молока, зерна и овощей (в том числе выращиваемых на закрытом грунте). В перспективе предприятие займется цветоводством. С марта по сентябрь в развитие новой компании уже вложено 50 млн руб., а к концу года эта цифра увеличится до 60 млн руб.

В первую очередь Олег Хабибуллин собирается развивать молочное направление. На долю совхозов, принадлежащих «Агронике», приходится 4% сырого молока, вырабатываемого в Свердловской области. Во всех хозяйствах за ближайшие 4-5 лет г-н Хабибуллин хочет увеличить объем производства в 1,5 раза — за счет роста поголовья с 4 тыс. до 7 тыс. и внедрения беспривязных технологий содержания стада, когда коровы стоят не в отдельных боксах, а могут перемещаться по территории фермы.

С целью переработки сырого молока владелец «Агроники» намерен купить молочный завод и полностью его реконструировать. По словам г-на Хабибуллина, его предприятие будет выпускать всю линейку продуктов: молоко, кефир, ряженку, творог, сметану, йогурты, масло, глазированные сырки и мороженое, а впоследствии наладит производство сыров.

В течение 2007 г. г-н Хабибуллин собирается инвестировать в молочное направление еще 200 млн руб. Часть средств — собственные, часть — банковские кредиты. Необходимое оборудование, обеспечивающее полный технологический цикл, поставит бельгийская компания ARSOPI. Контракт стоимостью 1,7 млн евро уже подписан. Производство мощностью до 100 т молока в сутки начнет работать в конце 2007 г. Заемными деньгами Олег Хабибуллин воспользовался для приобретения техники, необходимой при производстве зерна. Став собственником предприятия, он купил два комбайна, один трактор и один оборотный плуг, заменившие 30 тракторов и пять комбайнов.

СЕРГЕЙ СУЕТИН, директор компании «Ураллат», считает, что г-н Хабибулин выбрал благоприятное для инвестиций время: «Производство молока — бизнес, перспективы которого скоро оценят все, у кого есть свободные деньги. Поле деятельности — огромное, работы хватит всем. Мы не достигли еще уровня СССР по изготовлению молока на душу населения, не говоря уже о европейских странах». Действительно, с середины 80-х гг. прошлого века по 2000 г. в Свердловской области сокращалась численность молочного стада. Сегодня речь идет об устойчивом дефиците молока. С учетом дотаций, которые дает крестьянам областное правительство, и льготных кредитов в рамках федеральной программы, рассчитанной на подъем агропромышленного комплекса, инвестиции в молочный сектор становятся оправданными. В 2005 г. средняя рентабельность молочного животноводства в местных хозяйствах составила 30%, а максимальная — 80% (с учетом дотаций — 1,5 руб. на литр сырого молока). ДЕНИС ШМЫКОВ, генеральный директор компании «Молочный кит»: «Средняя цена на молоко в России почти такая же, как в Европе, а себестоимость при системном подходе можно сделать намного ниже. Поэтому у Олега Хабибуллина есть все шансы потеснить на молочном рынке те хозяйства, которые работают по старым советским технологиям».

В Свердловской области около десяти крупных молокозаводов, перерабатывающих по 50-60 т молока в сутки, три из них: ГМЗ № 1 (Екатеринбург), предприятия в Ирбите и Верхней Пышме — в собственности государства, остальные принадлежат частным владельцам. Большая часть этих заводов не имеет собственной сырьевой базы и удалена от районов, где производится молоко. По мнению Олега Хабибуллина, это обстоятельство делает их уязвимыми: «Когда компания «Вимм-Билль-Данн» купила в Башкирии самый большой завод «Уфамолагропром», она подняла закупочные цены и перехватила всех поставщиков молока. Цены вернулись к прежней отметке после того, как переработчики, лишенные собственной базы, сдулись и ушли с рынка. Такой же сценарий развития событий я ожидаю и в Свердловской области. Поэтому мне необходимы собственные молочные фермы, работающие по западным технологиям».

В условиях, когда площади у сетевых ритейлеров растут быстрее, чем производство молока, торговые сети рискуют столкнуться с дефицитом молочных продуктов. Поэтому, полагает г-н Хабибуллин, в выигрыше будут ритейлеры, способные выстроить партнерские отношения с крестьянами. В этом смысле он возлагает надежды на экономический союз «Агроники» и «Купца». По некоторым данным, через сеть «Купец» сегодня продается до 12% молока, производимого в Свердловской области. Эта цифра совпадает с показателем, которого намерена достичь «Агроника».

статистика

Олег Хабибуллин: «Я хочу создать структуру, где не будет противоречий между крестьянами и переработчиками молока».

детали

    Что нужно знать новому игроку
  • В Свердловской области работает 21 молочный завод, причем не один из них не контролирует более 20% рынка. Суммарная проектная мощность этих предприятий превышает предложение сырого молока, из-за чего на рынке сырья идет острая конкурентная борьба, провоцирующая рост цен.
  • В 2005 г. молочные заводы реализовали продукции на 33,1% больше, чем в 2004 г.
  • Молочные заводы используют устаревшие технологии. В расчете на одного работника ежедневно перерабатывается 200-300 кг сырого молока — в 10 раз ниже европейского уровня. Оплата труда и отчисления на социальные нужды составляют около 15% от стоимости готовой продукции. Снижение затрат на содержание персонала — единственная возможность сократить издержки и повысить конкурентоспособность.
  • Рентабельность молочных заводов — около 6%. При этом квартальная выручка «типичного» молочного завода соизмерима со стоимостью его основных средств, следовательно, проекты по строительству автоматизированных заводов окупятся быстро.

Текст: Михаил Старков. dk@apress.ru


добавлено: 22 октября 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск №(563) 23 октября 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006