Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала COSMOPOLITEN Урал [все статьи]

Небо. Самолет. Девушка.

Сегодня ты покупаешь одежду в Милане, завтра гуляешь по извилистым улочкам Праги, а послезавтра ныряешь с маской в Индийский океан. Путешествовать по всему миру да еще получать за это деньги – что может быть приятнее! И это вполне реально, если ты – стюардесса.

Образ стюардессы окутан ореолом романтики: кажется, что эти красивые девушки только и делают, что витают в облаках и улыбаются пассажирам. На самом деле, за красивой улыбкой стюардессы, как разведчик в кустах, прячутся готовность к любой экстремальной ситуации, жесткая логика и солидный багаж знаний. Мечтаешь трудиться в небе – будь готова сама стать настоящей звездой!

Человек на борту

В стюардессе «все должно быть прекрасно» – внешность, знания, обаяние. Чем крупнее авиакомпания, тем жестче требования к соискательницам вакантной должности. Например, будущей «небесной ласточке» нужно иметь железное здоровье: идеальный слух, зрение, вестибулярный аппарат.

Именно потому, что мало кто может похвастаться полным отсутствием хронических болезней, медкомиссия отсеивает две трети потенциальных стюардесс. Еще бы, на большой высоте – большие нагрузки: то турбулентность, то вибрация, то резкие перепады давления. При экстренном снижении самолета может возникнуть нехватка кислорода, а форточку, как в офисе, не откроешь! Но даже с самым отменным здоровьем тебе не дадут летать больше 77 часов в месяц, так что понятие «ненормированный рабочий день» или «сверхурочные», обычные для современного бизнеса, в небе неуместно. Дважды в год стюардессу отправляют в отпуск на 30 дней. А в 45 лет, как пилота, провожают на пенсию.

Но вот стандартный медосмотр позади. Думаешь, все испытания закончились? А вот и нет, будь готова ко всему. Например, к тому, что тебя усадят на крутящийся стул, как следует раскрутят, после чего с милой улыбкой попросят пройтись по прямой. Кружится голова? Значит, не прошла проверку – ищи работу на земле, а не в небе!

С проверками у стюардесс вообще все в порядке. Раз в полгода – плановый осмотр. Перед каждым вылетом состояние здоровья проверяет дежурный врач. Помимо этого, контролируется и внешний вид. Причем дресс-код весьма строгий: чем ближе к идеалу, описанному в штатной инструкции авиакомпании, тем лучше! На некоторые рейсы даже подбирают девушек схожего типа внешности, с одинаковым цветом волос. Сходство с типажом достигается и за счет деталей. Стюардессы берут с собой две пары обуви : шпильки для встречи пассажиров, обувь на среднем каблуке – для работы в салоне. Даже в 30-градусную жару девушки надевают тонкие, телесного цвета колготки, используют легкий, неброский макияж. Справедливости ради отметим: от стюардесс не требуют быть общепризнанными красавицами. Главное – правильные черты лица, рост 167-177 см, размер одежды не больше 46-го. На открытых частях тела не должно быть татуировок, пирсинга и шрамов.

Пристегните ремни!

В самом начале своей летной карьеры стюардесса получает статус стажера. Так вот, оказывается, стать стажером можешь и ты! Летом, когда число рейсов увеличивается, многие авиакомпании набирают на работу студентов. Проводят медосмотр, потом ускоренный курс подготовки. Месяц теории (медицина, безопасность, сервис, устройство самолета) – и ты получаешь право отлетать 30 стажерских часов на внутренних рейсах. После этого можешь претендовать на штатное место. Но это непросто: экзамен (а по сути, это психологический тест) проходят единицы. Насколько ты стрессоустойчива, дружелюбна к пассажирам и способна ли на быстрое реагирование в экстремальной ситуации? Готова ли ты не только улыбаться симпатичным пассажирам бизнес-класса, но и убирать за ними недопитый кофе, смахивать крошки от печенья в эконом-салоне? Все твои возможности оценят летный директор, директор по управлению персоналом, инструкторы авиакомпании. И только после этого начнется настоящая учеба!

Обучение штатной стюардессы длится около трех месяцев. Все форс-мажорные ситуации девочки репетируют на земле: оттачивают работу в макете салона самолета, скатываются с надувного трапа, прыгают «в воду» в спасательном жилете. Конечно, параллельно с теорией. Стюардесса должна с закрытыми глазами представлять устройство самолетов: где находятся аварийные входы и выходы, как опускать трап, где лежит подручный инвентарь. Каждый «пройденный» самолет вписывают в свидетельство, а начинают «разбор полетов» с ТУ-154 – именно это воздушное судно для многих новичков становится первым. Потом все мечтают пересесть на «иномарку» типа «Боинга», а малыша АН-24 за вибрацию и тряску во время полета называют не иначе как «исправительные работы».

Даже освоив все самолеты авиакомпании, рано почивать на лаврах. Каждый год придется доказывать, что тебя взяли не зря, и сдавать квалификационный экзамен. А он, между прочим, влияет на размер заработной платы.

Приятного полета!

Оклад у бортпроводницы невелик (порядка трех тысяч рублей), зато его компенсирует гонорарная часть. Размер гонорара зависит от стажа, дальности и длительности полета, типа самолета. Внутренние рейсы оцениваются дешевле (полет до Москвы и обратно – около 500 рублей). На загранрейсах – правда, туда не попасть без знания английского языка – стюардесса получает раз в пять больше. Именно ради полетов за рубежи нашей Родины многие девушки и приходят в профессию.

А уходят, бывает, лишь выйдя замуж. Вот что, по-твоему, объединяет жен олигарха Романа Абрамовича, президента Владимира Путина и футболиста Владимира Бесчастных? Все они когда-то работали стюардессами! Многие vip-супруги встретили своих избранников в буквальном смысле на небесах. Медики считают, что секрет привлекательности стюардесс - в их «вечной молодости». Дело в том, что в салоне самолета организм испытывает небольшую нехватку кислорода, а все процессы, в том числе и старение, замедляются. Именно поэтому стюардессы и в 45 лет запросто выглядят лет на десять моложе!

Светлана Батуева, стюардесса авиакомпании «Уральские авиалинии», 23 года: «Меня украшает форма»

Песенка «Стюардесса по имени Жанна» - это про мою детскую мечту. Однажды мне позвонила знакомая бортпроводница и сказала: «Если через 20 минут приедешь, будешь работать стюардессой». Я, понятно, рванула пулей. Проверили мое здоровье (оказалось, идеальное), осмотрели с головы до ног, несколько недель учили – и выпустили в небо. Весь первый полет просидела у окошка: облака, солнце, города, реки, озера - красота, на которую хочется смотреть бесконечно!

С тех пор прошло три года и я многому научилась. Например, самоорганизации – умею делать все четко и точно. В наших подсобках, где очень тесно, одновременно могут находиться четыре человека – такая «ловкость рук» вырабатывается! А еще чувство локтя и командная сплоченность. Иногда кажется, что могу работать психологом, такой у меня опыт общения с людьми. Нахожу подход и к ребенку, и к старушке, и к человеку, панически боящемуся полетов. И роль гида выполняю: «Мы летим на высоте 10 тысяч метров, тип воздушного судна – ИЛ-86, масса такая-то, пролетаем над такими-то городами».

Регулярные рейсы ходят как часы: прилетели, заправились, залили воду, приняли на борт ланч-боксы, загрузили пассажиров – и опять обратно. А вот чартерные рейсы дают возможность познакомиться с другими странами. В этом году удалось побывать на турецком горнолыжном курорте «Сабиха»: катались на лыжах и даже рассекали по Босфору на катере - супер!

Часто встречаю известных людей. Недавно Николай Басков летел, Лолита, Максим Покровский. Приятно, что такие известные люди ведут себя вежливо и корректно. Всегда говорят нам комплименты – это очень приятно! Некоторые молодые люди даже замуж зовут. Что ни говори, это форма нас, конечно, украшает. Мой муж, правда, настроен скептически, называет мою работу «полеты-самолеты». Говорит: «Вредно для организма, сначала роди ребенка, а потом летай, сколько хочется». Возможно, в какой-то мере он и прав, но пока возможность повидать другие страны для меня важнее.

Карина Леушкина, стюардесса авиакомпании «Уральские авиалинии», 25 лет: «Нужны гибкая психика и железные нервы»

В городе моего детства, Петропавловске-Камчатском, не было возможности выучиться на стюардессу. Вслед за своей мечтой я отправилась в Ленинградское авиационное училище. Отучившись, приехала в Екатеринбург и сразу поняла: хочу работать именно здесь. Но судьба решила меня как следует испытать. Прихожу в «Уральские авиалинии», рассказываю, какой я ценный кадр, говорю, такого вам не найти: болеть и рожать в ближайшее время не буду. Мне говорят – нет мест! Так повторяется несколько раз. Помогла чистая случайность: одна из кандидаток не пришла на отборочную комиссию, мне сказали – зайди, попробуй. И взяли в штат!

Стюардессами многие становятся оттого, что представляют себе эту профессию очень романтической, шикарной. Я подтверждаю – это и правда отличная работа, о какой можно мечтать. Например, недавно во Франкфурте мы с девочками ночь провели перед вылетом, успели и по магазинам, и по соборам. Но есть другая сторона медали: ты должна собраться на все 100% и быть готовой ко всему. Нельзя обижаться на пассажиров, а иногда это бывает очень трудно. Бывает, вижу, как девочке-стажерке скажут что-то грубое, она идет, губки дрожат. В багажное отделение спустится, глаза холодной водой промоет, и снова наверх. А я считаю, это неправильно: в любой ситуации нужно держать лицо и не раскисать! В нашей профессии необходимы гибкая психика и железные нервы.

Однажды мы летели из Новосибирска. Рейс задержали. Мы ждали пассажиров в холодном темном самолете, а они нас - в аэропорту. Когда люди вошли в самолет, эмоциональный накал достиг предела. Люди готовы были взорваться, но услышали от нас: «Мы вас ждали, сейчас все будет в порядке, пожалуйста, потерпите». И все это тактично, вежливо, с улыбкой. Не зря говорят, улыбка - это и флаг, и спасательный круг стюардесс.

Анжела Любарская, стюардесса авиакомпании «ЮТэйр», 31 год: "Мы самые красивые!"

Бортпроводницей я мечтала стать с детсада. Потом мечта забылась до тех пор, пока я не увидела объявление о наборе в авиакомпанию «ЮТэйр». Сейчас такой набор проводится дважды в год, а тогда - раз в два года, и участвовали в нем почти полторы тысячи девушек и юношей! Не надеялась даже, что пройду все испытания: одним из требований было знание английского, а у меня только школьная программа! Но я все же попала в те 200 человек, которые дошли до медкомиссии. С тех пор прошло почти 11 лет, за это время я налетала 3,5 тысячи часов по России, Украине, Белоруссии. Побывала и в Англии, ОАЭ, Турции, Египте (для этого английский язык все же пришлось выучить).

С моим мужем я познакомилась, когда проходила конкурс – сначала он тоже работал бортпроводником. Потом поменял работу, но зная профессию изнутри, спокойно относится к моим постоянным отсутствиям. Сейчас, уже год работая в отдельной элитной авиаэскадрилье (мы обслуживаем чартеры), я бываю дома чаще, а вот раньше даже не успевала заметить, как растет мой сын.

В прошлом году в Сургуте среди бортпроводников проходил конкурс «Мы делаем небо уютней», я в нем участвовала. Корону победительницы не получила – зато получила массу удовольствия, особенно от репетиций. Очень понравился наш выход в начале программы под красивую музыку, аж мурашки по коже бегали! Разве после этого уйдешь куда-то из своей родной авиакомпании? Меня не раз пытались "переманить", но уходить желания нет, ведь я начинала и «выросла» здесь. Тем более, считается, что именно в "ЮТэйр" самые красивые стюардессы в России!

Наталья Егорова
Екатерина Гельвер

ВРЕЗКА

Что объединяет жен олигарха Романа Абрамовича, президента Владимира Путина и футболиста Владимира Бесчастных? Все они когда-то работали стюардессами!

БОКСЫ

Пассажиры самолетов будут медитировать

Частная индийская авиакомпания объявила о проведении курсов медитации на борту своих самолетов. В течение 20 минут стюардесса Морин Мотване (бывшая "королева красоты" одного из азиатских конкурсов) будет учить пассажиров технике релаксации и правильного дыхания. Девушка предупредила, что поначалу пассажиров будут отвлекать шуршащие газетами и чавкающие соседи по самолету, но уже через несколько минут медитации участники курсов совершенно забудут об окружающих.

Стюардессы в бикини

Одна из японских авиакомпаний ввела нововведение: отныне напитки и еду в салоне будут подавать стюардессы, одетые в купальники-бикини. И хотя подобный эксперимент возмутил руководство профсоюза стюардесс Японии, около сотни красавиц уже подписали контракт на работу в новой сексапильной форме. Одно обидно: форма одежды никак не повлияет на размер зарплаты.

Опасно для здоровья

Психологи из Франкфуртского университета пришли к выводу: люди, вынужденные на рабочем месте демонстрировать счастливые улыбки и источать радушие, очень сильно рискуют своим здоровьем. Немецкие учёные говорят, что "поддельное дружелюбие" и подавление истинных чувств приводит к депрессии, стрессу и снижению иммунитета. Любой человек способен обуздать эмоции, но настоящие трудности возникают тогда, когда приходится делать это в течение длительного периода, как, например, стюардессам во время долгих перелётов. Вот почему люди этой профессии нуждаются в отдельном пространстве (подальше от пассажиров), где они могут дать волю эмоциям, "выпустить пар". Ну, а пассажирам психологи советуют отказаться от отношений по формуле "клиент всегда прав" и показывать больше уважения к «небесным ласточкам».


добавлено: 11 сентября 2006 года
источник: журнал Cosmopoliten Урал , выпуск Сентябрь
смотреть статьи: все | журнала Cosmopoliten Урал
 
Студия IT © 2006