Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Перспектива-Регион [все статьи]

Как преодолеть административные барьеры?

Административные барьеры давно стали непреодолимым препятствием для многих предпринимателей. С этим злом пытаются бороться и бизнес, и власти. Однако далеко не все мероприятия по снижению административных барьеров достигают цели. Свердловская область выглядит лучше по сравнению с другими регионами, охваченными проведенным исследованием. Здесь проводится в среднем меньшее количество проверок малого бизнеса. Тем не менее, проблема искусственных барьеров остается довольно острой. Массу времени, средств и нервов предпринимателям приходится затрачивать на преодоление всевозможных ухищрений, которые изобретают недобросовестные чиновники. Как же оценивают складывающуюся ситуацию сами предприниматели и представители органов власти, вы узнаете из нашего круглого стола, проведенного журналом «Перспектива-регион», темой которого стали административные барьеры и способы их преодоления.

Союз малого и среднего бизнеса совместно с журналом «Перспектива-регион» регулярно проводит круглые столы на волнующие предпринимателей темы.

Виктор БАЙДУКОВ, главный федеральный инспектор в Свердловской области: «ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ДОЛЖНЫ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД !»

Сегодня существуют самые различные административные барьеры, но к нам чаще всего обращаются предприниматели с жалобами на действия различных федеральных структур. Бизнесмены жалуются на частые проверки, на излишнюю плату за оказываемые госорганами услуги; предприниматели не уверены, что данная плата является законной и обоснованной. Чиновники нередко идут на нарушения, чтобы получить так называемую «административную ренту» или когда создаются ведомственные правовые акты, которые навязывают бизнесменам дополнительные расходы.

Если такое случается, тогда разговор один – мы будем действовать жестко и последовательно. Спектр наказаний и методы борьбы самые обширные. В зависимости от степени вины, предусмотрены дисциплинарные, административные наказания, а также привлечение к уголовной ответственности. Надо сказать, что этот механизм работает уже не первый год. Многое зависит от предпринимателей, они не должны бояться таких обращений в компетентные органы. Например, в суд. Что бы ни говорили, именно суд является наиболее цивилизованным путем к решению многих проблем предпринимательского сообщества.

Необходимо сказать и о том, что есть специфические сферы деятельности, где не обойтись без административных барьеров. Взять хотя бы строительство. К чему привело нарушение администрацией магазина в Екатеринбурге планировки помещения, сегодня знает вся страны. Из-за произвола руководства торговой точки после обрушения кровли пострадал в том числе и ее персонал. В этом случае вся надежда на административные барьеры.

Анатолий ФИЛИППЕНКОВ, президент Свердловского областного союза малого и среднего бизнеса: «АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ – УДАВКА НА ШЕЕ МАЛОГО БИЗНЕСА»

– Президент России Владимир Путин сказал в своем Послании к Федеральному Собранию так: «Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти».

С этими словами трудно не согласиться. Ведь сегодня главная удавка на шее малого бизнеса – это административные барьеры. В Свердловской области еще ни один чиновник не понес наказания за свое действие или бездействие, в результате многие предприниматели потерпели убытки.

Сегодня, чтобы открыть, например, химчистку, оформить документы на землеотвод и перевести жилое помещение в нежилое, необходимо собирать согласования больше года. Начинающим бизнесменам приходится обходить до сорока различных чиновников. Многие из них не стараются исполнять уже существующие законы, а придумывают свои. И в каждой инстанции нужно платить. Не лично, конечно, хозяину кабинета, но какой-либо фирме. Здесь все давно продумано.

Евгений КОПЕЛЯН, председатель комитета по развитию малого предпринимательства Свердловской области: «С ЛЮБЫМИ ИСКУССТВЕННО СОЗДАВАЕМЫМИ БАРЬЕРАМИ МОЖНО БОРОТЬСЯ!»

– Административные барьеры – это фактически установленные законом «правила игры», в рамках которых должно существовать общество. В этом смысле без таких барьеров, а также без органов, осуществляющих надзор за соблюдением установленных правил, невозможно существование государства.

Проблема возникает тогда, когда логика жизни требует, чтобы барьер был минимален, а он велик (как, например, если бы ТО автомобиля проводился не раз в год, а каждый месяц). Тогда мы уже говорим о проблеме административных барьеров. На пути бизнесмена существует немало различных инстанций, через которые он проходит, начиная с регистрации предприятия, заканчивая получением разрешений в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В конечном итоге, преодоление любого барьера – это время, деньги и нервы. Ведь вместо того, чтобы заниматься бизнесом, платить зарплату наемным работникам, предприниматель вынужден ходить по инстанциям и получать согласования.

По уровню власти я бы разделил административные барьеры на федеральные, региональные и муниципальные. Надо сказать, что предприниматели в основном сталкиваются с искусственными барьерами в муниципальных и федеральных структурах.

Если говорить о муниципальном самоуправлении, то на то оно и самоуправление, чтобы наряду с четким выполнением федерального и областного законодательства, реализовывать собственные полномочия. В случаях, когда постановления муниципалитетов незаконны, бизнесмены могут обратиться, в том числе, и в наш комитет за разъяснением и поддержкой. Самые распространенные нарушения связаны с выделением земельных участков, принятием нормативных актов, ухудшающих положение налогоплательщиков, неправильным установлением единого налога на вмененный доход, а также с прохождением различных процедур на уровне муниципалитета. Случается, что местные власти устанавливают время приема документов для предпринимателей один раз в неделю, в течение двух часов, что, конечно, неприемлемо.

Чтобы не быть голословным, приведу два примера. Так, недавно в комитет обратились предприниматели одного из городов области, которые занимаются оказанием транспортных услуг. Местная администрация, вопреки Уставу города, требованиям антимонопольного комитета и, в частности, нарушая Федеральный закон «О конкуренции», утвердила документ, который вынудил работающих частных водителей вступить в некое некоммерческое партнерство. Оно было внесено в постановление как организация, призванная контролировать все транспортные вопросы по городу. Наши аналитики выявили в этой ситуации явное нарушение муниципалитетом антимонопольного законодательства и порекомендовали предпринимателям обратиться в ФАС, где они сумели отстоять свои права.

Во втором случае местные власти слишком широко трактовали Налоговый кодекс и неправильно использовали коэффициент К2 при взимании ЕНВД. Должны быть внесены изменения в нормативный акт, установивший такую величину в порядок расчета К2, а после этого предпринимателю, который заплатил налогов больше положенного, будет сделан перерасчет.

Следовательно, с любыми искусственно создаваемыми барьерами стоит и нужно бороться.

Дмитрий ГОЛОВИН, генеральный директор фирмы «Прокат строительного инструмента без залога», председатель совета НП «Комитет 101»: «ЧИНОВНИКИ – ЭТО НОВЫЕ ФЕОДАЛЫ»

Каждый контакт с чиновником заканчивается в лучшем случае судом, который, как правило, приводит к затягиванию конфликта и к неразрешимости вопроса в принципе. Впечатление такое, что чиновники в городе Екатеринбурге сознательно нарушают законодательство, демонстрируя свою неуязвимость для закона и общественного мнения. Приведу один пример из собственного опыта.

Управление ЖКХ Октябрьского района Екатеринбурга не желает заключать договор на обслуживание пункта проката строительных инструментов (арендованное у ЕКУГИ помещение) на 2005 год, который уже закончился.

Началось все с того, что «Договор об организации технической эксплуатации здания и оказания коммунальных и иных видов услуг» был получен мною в июне 2005 года. К договору были приложены расчеты на оказание коммунальных и эксплуатационных услуг на 2005 год. После сверки расчетов на оказание услуг и фактически оплаченных по счетам-фактурам, оказалось, что управлением ЖКХ Октябрьского района счета за оплату услуг выставляются на сумму в полтора-два раза больше расчетной по договору – это или арифметические ошибки или попытки заставить меня платить больше, не обращая внимания на договор.

После того, как управлению ЖКХ было на это указано и предложено заключить договор с дополнительным соглашением, в ответ нами было получено письмо за подписью и.о. начальника МУ УЖКХ Н.Н. Ахтимайкиным с рекомендацией «до конца года отсоединиться от домовых сетей и установить приборы учета, предварительно получив технические условия у поставщиков коммунальных услуг и МУ УЖКХ». Причем с самого начала УЖКХ рассматривает эту ситуацию как явно конфликтную, присылая мне рукотворные документы, выполненные в виде табличек, и называя все это счетами-фактурами поставщиков.

Я знаю, что в августе 2005 года в аппарате полномочного представителя по УрФО проходило совещание на тему: «Как улучшить состояние чиновничьего корпуса в УрФО». Думаю, что здесь необходимы комплексные меры – начиная с их примерного наказания, внедрения необходимых мер для большей открытости и прозрачности чиновничьего корпуса и заканчивая занятиями ими должностей только на конкурсной основе и показательным увольнением проштрафившихся чиновников – с объяснением в СМИ «за что его уволили». А не с невнятным объяснением, что он перешел на другую работу.

Современная экономика в России обладает многими чертами феодального строя. Наши «новые феодалы» – это чиновники, которые определяют вассальную зависимость остальных людей через право подписи разрешительных документов. Периодически они пытаются узаконить элементы феодального строя, вводя новые оброки («добровольные» перечисления в фонд развития района со строительных предприятий, «добровольное» благоустройство прилегающих к предприятию территорий и т.д.) или барщину (например, принудительное патрулирование улиц силами охранников частных предприятий).

Задача малых предпринимателей, как и всех людей доброй воли, – вырвать Россию из пут феодального строя и привести ее экономику в опрятный капиталистический вид.

Дмитрий ВЕРШИНИН, директор юридической фирмы «ЮРИКО», с 2005 года являющейся действующим членом Уральской правовой палаты, членом Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «ОПОРА России»:

– Я не разделяю мнения тех людей, которые считают, что в условиях существования административных барьеров работать невозможно и их нужно преодолевать. Лично мне, все это напоминает борьбу с ветряными мельницами.

Административные барьеры были, есть и будут, причем не только в нашей стране. Какими же должны быть действия предпринимателя, который все же столкнулся с вышеупомянутой проблемой? Считаю, что в первую очередь следует использовать все законные методы в защите своих прав и интересов, причем методы как судебные, так и административные. Действия любого чиновника, как и его бездействие всегда можно обжаловать.

Могу сказать, что мы давно и довольно эффективно работаем с судебными органами, прокуратурой и иными административными органами. У любого гражданина всегда есть право отстаивать свои интересы любыми законными способами.

Зачастую на административные барьеры сетуют те предприниматели, которые не хотят работать добросовестно. Таким людям всегда будет мешать то обстоятельство, что надо платить налоги, иметь лицензию и так далее.

Лично я уверен, что чиновники, наоборот, не дорабатывают в деле создания препятствий недобросовестным бизнесменам. В пример приведу пожарных. Нередко говорят, что очень трудно сдать им объект, а я считаю, что сделать это очень просто, если соблюдать все установленные законом процедуры. С санэпидемстанцией, архитектурным надзором – та же история. Вместо того, чтобы поставить заслон на пути недобросовестных собственников помещений, не соблюдающих противопожарную безопасность, они халатно относятся к своим обязанностям и легко подписывают необходимые документы.

Естественно, бывает необходимость дать отпор плохому чиновнику, нарушающему закон, для этого есть много возможностей.

Если постоянно говорить только об ус- транении административных барьеров, в том числе и законных, в конечном итоге получится, что нашему обществу станут не нужны и сами законы, что, по моему мнению, недопустимо.

СЕМЕНОВ Владимир Никитович, председатель Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей): «БИЗНЕС ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ С ВЛАСТЬЮ»

Как правило, малый бизнес видит административные барьеры для себя в том, что кто-то, что-то не разрешает, чему-то препятствует. Я уверен, для того, чтобы реально решать такие проблемы, надо садиться с властью вместе за один стол и разрабатывать систему взаимоотношений с административными органами. Если вы такую систему разработаете, то снимете все вопросы. В свое время мы столкнулись с проблемой выделения участков под застройку. Так, в свое время, чтобы получить разрешение на землю под строительство дачи, я потратил девять месяцев. Сегодня, благодаря нашим усилиям, мы совместно с министерством имущества Свердловской области разработали систему. Мы нашли общий язык, обкатали эту схему на примере одного района, потом – в другом. Сегодня действует принцип «одного окна», и время на получение разрешения и согласования резко сократилось.

Необходимо работать с администрациями, а не жаловаться на них. Любая система власти обюрокрачивается; чтобы такие процессы не происходили, надо регулярно, с помощью общественных организаций, наших союзов, организовывать мониторинг ситуации. Если некий чиновник Иван Иванович оформил бумаги не за три месяца, а за три месяца и три дня, он должен отвечать за это. Я убежден, что любую систему можно улучшить, а не просто кричать об административных барьерах, и что все во власти воры. Те, кто нечист на руку, все равно попадутся, а бизнес не должен подменять силовые структуры. Так мы не добьемся результата. Силовиков нужно информировать, а они уже сами разберутся и дадут свое заключение.

Мы периодически так работаем и по большому бизнесу и по банкам, и призываю малый бизнес в таком же ключе – разрабатывать механизмы вместе с властью и решать наши проблемы сообща.


добавлено: 08 февраля 2006 года
источник: журнал Перспектива-Регион , выпуск №2, 2006
смотреть статьи: все | журнала Перспектива-Регион
 
Студия IT © 2006