Началом реформы ЖКХ можно считать 1 марта 2005 года, когда вступил в силу новый Жилищный кодекс. Основные же мероприятия – введение стопроцентной оплаты и широкомасштабное привлечение в сектор ЖКХ частного бизнеса – запланированы правительством на 2006–2007 годы. В течение 2005 года регионы по поручению сверху максимально приближали тарифы к планке в 100%, чтобы потом переход к стопроцентной оплате стал «плавным».
На 2006 год правительство установило среднюю стоимость услуг ЖКХ в размере 41,6 рубля на 1 кв. м общей площади жилья в месяц. С каждым очередным повышением квартплаты нам не устают обещать, что вот-вот ЖКХ станет рентабельным, инвестиции в эту отрасль польются рекой, из чего родится здоровая конкуренция – и малозаметный российский жилищный сервис взлетит на невиданную ранее высоту. Но это только прикрытие откровенного грабежа, так как при сложившейся системе монопольного владения коммуникациями никакой частный бизнес в эту сферу не пойдет, да и не пробьется. Слишком лакомый кусочек для чиновников, чтобы они добровольно пожелали его отдать.
Пока власть чеканит оптимистические прогнозы, специалисты в один голос пророчат катастрофические последствия нового Жилищного кодекса. Здесь и дальнейшее обветшание жилищного фонда в результате отказа государства от софинансирования капремонта, и бесправие потребителя перед монополистом, и резкое подорожание жилья, и отказ государства от обязательств перед гражданами, нуждающимися в особой социальной защите, и нарушение жилищных прав детей. При сегодняшней угрожающей, мягко говоря, ситуации с приростом населения, при нищенском существовании российской семьи, при лицемерном стенании о низкой рождаемости и высокой смертности, россиян загоняют в еще большую нищету и безысходность.
Очевидно, что через несколько лет реализация подобной реформы приведет к колоссальному расслоению в обществе по, если можно так выразиться, жилищному принципу. Малосостоятельные граждане будут вынуждены постепенно расставаться с занимаемыми ими (на протяжении многих поколений) большими и удобными квартирами и искать то жилье, которое придется им по карману. Это приведет к возникновению в городах своеобразных «гетто», неизменно коррумпированных и социально неблагополучных.
А если после «реформы» в вашем доме случится пожар, кто будет компенсировать расходы по восстановлению жилища потерпевших. Государство? Нет. Нас заставят застраховать свои квартиры, так же, как и гражданскую ответственность автомобилиста. Вопрос в том, во сколько эта страховка обойдется рядовому россиянину.
Многих проблем удалось бы наверняка избежать, если бы Жилищным кодексом заранее были учтены возможные противоречия и разработана надежная правовая защита граждан, как собственников жилья, так и нанимателей. Процесс проведения жилищно-коммунальной реформы протекал бы в цивилизованном русле, без острых конфликтов.
На мой взгляд, сегодня необходимо четко определиться с несколькими основными моментами, которые должны восприниматься властью как незыблемые.
- Не народ живет за счет власти, а власть существует на народные деньги. А поэтому и все разговоры о 100% оплате коммунальных услуг являются всего лишь уловкой для повышения коммунальных тарифов, так как народ и так за все платит.
- Выделить из бюджета страны средства для проведения капремонта жилищного фонда под контролем общественности. Тех же ТСЖ.
- Необходимо, чтобы ни один закон, касающийся жизненных интересов наших граждан, не принимался без широкого обсуждения и экспертного анализа.
- Сегодня необходимо приостановить действие нового Жилищного кодекса и направить его на доработку, с учетом выявленных недостатков.
Думается, что у наших граждан есть немало предложений по доработке Жилищного кодекса, и они их с удовольствием направят в парламентскую комиссию, которую должны сформировать ответственные политики. |