Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Перспектива-Регион [все статьи]

ГОД МАЛОГО БИЗНЕСА – ГОД БОЛЬШИХ НАДЕЖД

Власти страны дают «зеленый свет» предпринимательству

Cтатистика в нашей области показывает, что темпы экономического роста малых предприятиях в два-три раза превышают средние показатели крупных предприятий. По этой причине малый бизнес на Западе процветает, т. к. имеет стабильную и мощную государственную поддержку в виде всевозможных программ, льгот и преференций.

Малое предпринимательство в Свердловской области также набирает силу, об этом говорят цифры статистики – оборот средств малых предприятий вырос в 2005 году на 30 процентов. 350 тысяч человек работают в данной сфере. Они платят налоги и хотят, чтобы их проблемы были услышаны на верху. А чтобы это произошло – нужно объединяться и работать вместе. Так считают в Свердловском областном союзе малого и среднего бизнеса, в который на сегодняшний день входит уже 32 объединения предпринимателей. Только тогда, 2006-й, объявленный «Годом малого бизнеса», станет временем сбывающихся надежд и реализованных проектов.

Президент России поддержал предпринимателей

Время и опыт наших зарубежных соседей и партнеров по бизнесу подсказывают некоторые способы решения собственных проблем в сфере малого и среднего бизнеса. Обнадеживает и то, что сам Президент РФ Владимир Владимирович Путин, проанализировав экономическую ситуацию в России, «дал зеленый свет» малому предпринимательству. К сожалению, его поступательному развитию мешают многие обстоятельства. Самым главным из них, пожалуй, является наша доморощенная бюрократическая система.

Президент Свердловского областного Союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков, который уже не первый год со своими единомышленниками из Союза (которых становиться все больше и больше) прекрасно это понимает, и делает все для того, чтобы, перефразируя слова Президента РФ В. В. Путина, находящееся в руках бюрократии количество полномочий наконец-то соответствовало качеству власти.

Съезд раставил акценты

В связи с этим трудно переоценить итоги II Съезда представителей малого предпринимательства Свердловской области, который прошел в ноябре 2005 года в столице Среднего Урала. Данный форум, проводился по инициативе бизнессообщества и был поддержан правительством Свердловской области. На заседания, в ходе круглых столов, во время подготовительных этапов съезда, все заинтересованные стороны вели откровенное обсуждение проблем, условий в которых происходит сегодня развитие малого и среднего бизнеса в области. Можно сказать, что конструктивный диалог между властью и бизнесом (ведь представители органов исполнительной власти и местного самоуправления входили в состав оргкомитета и работали вместе с предпринимателями) состоялся. Была на Съезде поддержана и инициатива Президента Союза Анатолия Филиппенкова об объявлении в Свердловской области 2006 года «Годом малого бизнеса» с дополнительным финансированием специальной программы. В целом выступление Анатолия Филиппенкова вызвало среди участников Съезда и предпринимателей области большой интерес и резонанс.

Об ориентирах

– С 2006 года малому бизнесу жить и работать в условиях реформы местного самоуправления, где основные отношения, успехи развития будут определяться на уровне муниципальных образований. Несмотря на многие трудности, проблемы и не всегда благоприятные условия, прошедший период был насыщен напряжённым трудом предпринимательского сообщества и есть определённые успехи и вклад в экономическое развитие нашей области. За два года предпринимателями области создано 4000 новых малых предприятий. В сфере малого предпринимательства области сейчас занято свыше 350 тысяч человек. В 2003-2004 годы ежегодно объём производства продукции, работ и услуг, прибыль на малых предприятиях области в действующих ценах возрастали в 1,3-1,5 раза. В ряде отраслей и видах экономической деятельности малый бизнес области занимает доминирующее положение. В территориальном разрезе малое предпринимательство по-прежнему развивается неравномерно и около 60 % работающих в сфере малого бизнеса заняты в 4 городах: Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Каменск-Уральске и Первоуральске. Это хорошие результаты, но, если сравнивать с зарубежным опытом – недостаточные. В сравнимых условиях годовой оборот (выручка) в расчёте на одного предпринимателя земли Баден-Вюртемберг в 6 раз больше, чем свердловского.

Вот это те ориентиры, которые должны стать основой в наших планах на будущее. Здесь наши доходы, прибыль, зарплата и налоги в местный и федеральный бюджет.

О том, что сделано

Говоря об исполнении решений I съезда, то большинство из них были выполнены. Так, на федеральном уровне: через лоббирование наших рекомендаций совместно с усилиями предпринимателей других субъектов РФ была ускорена работа по разработке изменений и дополнений в федеральный закон о государственной политике по поддержке малого предпринимательства, проведена заметная работа по сокращению излишних административных барьеров. Упорядочен порядок проверки новых малых предприятий, сокращено свыше 40% лицензируемых видов деятельности. На областном уровне: по просьбе предпринимателей с 2004 года введён специальный налоговый режим в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности, принят областной закон об упрощённой схеме налогообложения на основе патента, при регистрации предприятий и предоставлении в пользование недвижимости внедрён принцип «одного окна», расширен доступ предпринимателей к областному государственному заказу, ежегодная государственная финансовая поддержка малого бизнеса благодаря депутатам «Единой России» в 2004-2005 годы возросла в 3-4 раза.

Муниципалитеты и бизнес - неотделимы

На муниципальном уровне ускорилось создание советов предпринимателей при главах администраций, применение программно-целевого метода развития малого бизнеса, формирование муниципальной инфраструктуры, предоставление некоторых льгот за счёт средств местных бюджетов, в том числе по арендной плате за нежилые помещения.

Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года дал старт муниципальной реформе, главная задача которой приблизить власть к народу, улучшить качество жизни.

К вопросам местного значения отнесён довольно широкий спектр направлений деятельности, по которым субъекты малого бизнеса могут взаимодействовать с органами местного самоуправления. К сожалению, в законе ни словом не упомянуто о функциональных обязанностях органов местного самоуправления по содействию в развитии малого бизнеса. Эту ситуацию мы будем изменять. Нужны поправки в Федеральный закон от 16 октября 2003 г. №131-ФЗ, дополняющие функции местного самоуправления в части оказания содействия развитию малого предпринимательства. С 2006 г муниципальные власти начнут освобождаться от излишнего имущества, которое не потребуется им для осуществления своих полномочий. В связи с этим необходимо внести поправки и изменения в федеральный Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», которые бы обеспечили малым предприятиям приоритетное право приобретения арендованного имущества, в том числе без конкурсных торгов, с рассрочкой по выплатам в течение 3-5 лет, уменьшением цены на сумму вложенных средств в реконструкцию.

Во многих муниципальных образованиях предприниматели чувствуют некоторую отстранённость администраций от вопросов развития малого бизнеса, не говоря уже о помощи в решении конкретных вопросов и проблем. На уровне муниципалитета часто нет понимания, как развивать малый бизнес, очень часто в администрациях нет людей, ответственных за развитие малого предпринимательства, не осуществляется мониторинг развития и не учитывается специфика этого сектора. Да и малый бизнес, нередко, не рассматривается как перспективный источник экономического роста и социальной стабильности. Многие главы муниципальных образований привыкли постоянно просить деньги на развитие у областной власти, а в новых условиях их нужно будет зарабатывать самим. В то же время доходная база органов местного самоуправления является недостаточной для исполнения своих полномочий. Поэтому одна из задач – развернуть образ мышления администраций муниципальных образований, представителей местной инфраструктуры и общественных организаций в сторону малого бизнеса; муниципалитеты и малый бизнес неотделимы, это их ключевой вопрос в развитии территорий и улучшении благосостояния людей.

Преодолевать административные барьеры

Несмотря на принимаемые меры, административные барьеры – тема старая как мир, но, увы, она и сегодня «живее всех живых». Здесь пока лучшее средство – организация работы государственных и муниципальных структур по принципу «одного окна». Например, при введении Администрацией г. Екатеринбурга и Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области «единого окна» срок оформления документов на предоставление земельных участков в пользование сократился в 2 раза и расходов на оформление документов в 3 раза. В несколько раз сократилось число проверок субъектов малого бизнеса по соблюдению лицензионных условий.

Вместе с тем в Свердловской области по данным социологического опроса 300 предпринимателей при прохождении административных процедур из них около 40% имели проблемы, по-прежнему для малого бизнеса запредельно высоки госпошлины, сборы и другие официальные обязательные выплаты за прохождение административных процедур. Некоторые представители контрольных органов по-прежнему ходят на малые предприятия чаще, чем в гости к своим родственникам. Мы и дальше будем выступать за то, чтобы милиционер не проверял малый бизнес.

Сегодня нет альтернативы взаимодействию бизнеса и власти, их конструктивному диалогу. Например, в начале этого года ассоциация малого и среднего бизнеса города Новоуральска подняла вопрос о том, что администрацией этого города допускаются нарушения в вопросах предоставления земельных участков для предпринимательской деятельности. Средний срок оформления прав на земельные участки во много раз превышал 6 месяцев; принцип «одного окна» не использовался, взималась арендная плата до заключения договора, информация о свободных земельных участках была закрытой и др. Была создана специальная комиссия с участием предпринимателей нашего Союза, представителей органов государственной власти, которая изучила вопрос и заслушала представителя администрации Новоуральска. Совместно были разработаны, а затем реализованы меры по устранению отмеченных недостатков.

Такие механизмы общения бизнеса и власти, рассмотрения проблемных вопросов должны функционировать во всех муниципальных образованиях. В то же время в одной трети муниципальных образований при главах отсутствуют общественные советы предпринимателей, часть созданных советов работают не регулярно, а от случая к случаю, не влияя на развитие малого бизнеса.

Подготовил к печати Александр Левченко,
обозреватель департамента информации СОСМСБ


добавлено: 15 января 2006 года
источник: журнал Перспектива-Регион , выпуск №1, 2006
смотреть статьи: все | журнала Перспектива-Регион
 
Студия IT © 2006