Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

ДК трибуна

В Стокгольмской школе экономики, где я сейчас учусь, довелось присутствовать на лекции Самвела Аветисяна, посвященной брендингу.Уже в приватной обстановке Самвел заворожил меня своими взглядами на современное общество. Суть — человек стал рассматриваться через призму его потребительской активности, граничащей с «потребительским сумасшествием» — бесконечным животно-машинным усвоением вещей, утилитарная целесообразность которых уступает место их символической ценности.

В Стокгольмской школе экономики, где я сейчас учусь, довелось присутствовать на лекции Самвела Аветисяна, посвященной брендингу. В Самвеле удивительно сочетаются философ и практик: он изучает современных мыслителей, преподает философию в МГУ и еще в каких-то московских вузах и активно работает в бизнесе над созданием брендов («Тинькофф» — дело его рук!). Уже в приватной обстановке Самвел заворожил меня своими взглядами на современное общество. Суть — человек стал рассматриваться через призму его потребительской активности, граничащей с «потребительским сумасшествием» — бесконечным животно-машинным усвоением вещей, утилитарная целесообразность которых уступает место их символической ценности.

Мы настолько привыкли к этой психологии, что не замечаем ее проявлений в своем поведении. Но, бывает, хочется побыть немного философом, задуматься о жизни и ее течении. Почему мы так живем? Почему нам так нравится жить в обществе потребления? Я пришел к простому выводу: нам комфортно. Комфортно заехать в автомобиле на теплый паркинг и, не выходя на улицу, зайти в торговый центр. Комфортно прямо из дома заказать книги через Интернет и дождаться курьерской доставки. Да много чего еще комфортно!

В ходе таких вот нехитрых рассуждений было легко заметить, что большинство комфортных ситуаций создано благодаря современным технологиям, прежде всего информационным. Казалось бы, достижения научной мысли полезны обществу, способствуют его развитию. Только есть одно «но». Мы быстро становимся ленивыми и нетерпеливыми. Современные технологии, к сожалению, палка о двух концах. Есть у них минусы.

Рассуждая об этом, я сделал одно открытие: современные технологии порождают нетерпение. А можно и поярче: нетерпеливые люди — почти андроиды. Непонятно? Раскрою суть на своем примере.

Три года назад я занялся новым видом бизнеса — стал выпускать оборудование для переработки древесных отходов в пеллеты (топливные гранулы). И очень этим горжусь. Технология для России новая, перспективная и достаточно простая. Знаете, эдакая большая мясорубка, куда вместо мяса складывают отходы деревообработки и откуда вместо фарша выскакивают плотные древесные палочки — пеллеты.

В России леса полно, отходов еще больше, так что мою «мясорубку» восприняли на ура. Пошли продажи — первый клиент, второй, десятый… Стал отслеживать, как они запускают производство, как работает оборудование, какие недостатки. И вот что удивительно: одни уже получают прибыль, а другие находятся в затяжной стадии наладки или работают с перебоями. Почему? Провели небольшое исследование, проанализировали полученные данные и выяснили такую вещь.

Некоторые линии приобрели производственники — деревообрабатывающие заводы и лесные хозяйства. А часть линий (и весьма существенную) купили предприниматели, которые углядели (и правильно!) новую нишу, новый бизнес: покупаешь «мясорубку», ставишь ее рядом с лесопилкой, сырье (отходы) получаешь даром, а готовый продукт (пеллеты) продаешь на экспорт или в местные котельные. Вроде бы все просто!

Так вот, суровая статистика: большинство технических проблем — у предпринимателей! Потому что современный предприниматель привык к современным технологиям. Plug&Play — включай и работай. Быстрый результат всюду: в питании — благодаря McDonald’s, в лечении — благодаря патентованным средствам, в оплате услуг ЖКХ — благодаря банкоматам и даже в мытье посуды — благодаря посудомоечным машинам. Мы привыкли к быстрым деньгам и малым усилиям. На такой скорости мы не успеваем углядеть определяющую важность грамотного технолога, квалифицированного слесаря, четкость организации производственного процесса. А производственники — в основном люди старой закалки. Они знают цену человеческих рук, умеют наладить технологический процесс. Не гоняют линию зря — ищут причины, разбираются в технологии. Итог — нужного результата достигают быстрее!

Увы, красота простых решений нам уже не подвластна. Мы избалованы современными технологиями! И такая избалованность порождает привычку. Мы почти андроиды: нажми на кнопку — получишь результат. Мы нетерпеливы! Нам не хочется вникать в детали, пачкать руки. Современные технологии отучили нас от терпения, мы не любим ждать.

Честно говоря, рассуждения мои имеют и прикладной характер. Мне нужно определиться, как поступать в своем бизнесе. По максимуму автоматизировать линию или сохранить простоту?

Вы знаете, я склоняюсь ко второму. В конце концов, наши КамАЗы все еще побеждают на ралли «Дакар», наши УАЗы проходят любые речки, наш автомат Калашникова самый популярный в мире. И все — благодаря простоте! А вообще, люди по простоте скучают. Вот в Японии бешеной популярностью пользуются телефоны без всяких функций — только кнопки для звонка, а в Москве открывают производство натурального молока — без консервантов. Посмотрите и вы, может быть, найдете, что упростить в вашей жизни?

Борис Васин


добавлено: 20 февраля 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск №530 20 февраля 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006