Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала COSMOPOLITEN Урал [все статьи]

Глас народа

Эта профессия – как шапка-невидимка. Ты невероятно популярна. Твой голос знаком тысячам людей. На работе тебя окружают звезды: Боб Марли, Элтон Джон, Алла Пугачева. Но при этом ты совершенно спокойно можешь ездить в трамвае или развлекаться в клубе – про тебя все слышали, но в лицо тебя никто не знает. Потому что ты – диджей на радио.

Голосуй!

Постоянно быть в центре внимания (а для ведущей на радио это часть работы) – так приятно! Недаром известная на Урале диджей оговорилась: «Я популярный, ой… публичный человек». Согласись, льстит самолюбию, когда слушатели признаются в любви, приносят цветы и даже подкармливают тортиками. Диджеев любят за оптимизм, за умение хмурый день сделать солнечным, угрюмое настроение – веселым. Тебе тоже хочется общаться с разными людьми и купаться в их любви? Тогда запомни: заряжая оптимизмом других, сам ди-джей тоже обязан держаться на «высокой волне», не поддаваясь унынию. Иначе голос тебя же и выдаст.

От многих привычных вещей придется отказаться. Ди-джей радио «Европа Плюс» Дарья никогда не включает утром телевизор, игнорирует интернет-новости. Утром должен быть только позитив. Все остальное – после эфира. Ограничивать себя приходится не только в информации. Нельзя пить много кофе и объедаться шоколадом – так ты «наступаешь на горло» своим связкам, при этом голос делается плоским и невыразительным. Курить много тоже не рекомендуется, потому что голос становится хриплым и грубым.

Все это важно потому, что далеко не всякий голос может стать голосом радио. Во-первых, важен тембр. Диджей Валентина рассказала: многих девушек на пробах «заворачивали» только потому, что у них были слишком высокие (похожие на детские) голоса. А детям не место на взрослой волне! Во-вторых, обрати внимание на дикцию. Даже давно состоявшиеся ди-джеи постоянно шлифуют произношение. Иначе во время частых концертов по заявкам можно легко впитать акцент звонящих. Чтобы этого не случилось, надо заниматься по книгам или прибегнуть к услугам преподавателя по речи. Такой специалист все, что надо «поставит», что не нужно, «скроет». Помучает пару недель скороговорками – и твоя дикция удобоварима для эфира! Найти такого педагога можно в любом театральном институте. Индивидуальные занятия в течение одного-двух месяцев обойдутся в две-три тысячи рублей. Жалко денег – можно читать книжки. Вслух и с выражением. А еще лучше – поступить в УрГУ на журфак: произношение отработаешь, на студенческом радио натренируешься, еще и связные тексты писать научишься. То, что такая наука пригодится, не вопрос.

Право голоса

Вопрос в том, где учиться диджеингу. Специальных школ на Урале нет. Поэтому на радио приходят обладатели других профессий: журналисты, актеры, пиарщики. Гуманитарии, одним словом. Попасть на кастинг нетрудно – большинство станций раз в полгода кидает клич «алло, мы ищем таланты». И выслушивает всех желающих. Тебя могут попросить почитать с листа незнакомый текст, сымитировать выход в эфир и даже побеседовать с «подсадным» слушателем. Ты-то, конечно, будешь думать, что этот товарищ – настоящий. На таком чудо-слушателе будущий ди-джей Даша чуть не засыпалась: «Позвонила девочка, заплетающимся языком начала кричать: Дашка, привет, помнишь, как мы с тобой вчера… Я позеленела, как-то выкрутилась. И только потом мне объяснили, что таких людей нужно сразу из эфира уводить!»

Лучше не повторять чужих ошибок и проявить инициативу. Сделать демо-запись на домашнем магнитофоне и разнести по радио-рубкам. Следует искать «свою» станцию, к которой твой голос подойдет как ключик к замку. И учти: успешность ди-джея во-многом зависит от формата станции. Это грозное слово «формат» и командует эфиром, от него зависит, какую роль ты играешь, что можешь говорить, а о чем тебе придется, скрепя сердце и стиснув зубы, молчать. Если станция демократичная, можешь общаться со слушателями как с друзьями, беседовать на самые пикантные темы. Конечно, в пределах разумного: на любом радио есть табу. А если на станции принят более строгий формат, тебе придется говорить исключительно «грамотным литературным языком» и даже писать тексты-заготовки, которые еще и сверять со строгими редакторами.

Изучи радиорынок в своем городе. Наверняка часть станций – сетевые. Это когда базовая трансляция ведется из Москвы, а местные диджеи «врезаются» в эфир на один-два часа. С одной стороны, работать на таком канале престижно: твой голос будет ассоциироваться с известным брендом. Сможешь сказать друзьям: «А я работаю на «Динамите». С другой, шансов сделать авторскую программу, сама понимаешь, больше на местной станции, где ты – уже почти звезда.

И наконец, задай себе вопрос, в какой программе ты можешь реализоваться? Будет это отвязное утреннее шоу или концерт по заявкам, а может, тебе захочется вести прямой музыкальный эфир и философствовать в промежутках между песнями? Определись! На любом радио приветствуются люди, которое точно знают, чего они хотят. Возможно, после того, как ты поделишься светлой идеей с руководством, твой голос и услышат миллионы слушателей.

Отголоски успеха

Правда, миллион слушателей не эквивалентен миллиону рублей. Диджеи в Екатеринбурге получают в среднем около 7–10 тысяч рублей. По их словам, не слишком впечатляющую зарплату с лихвой компенсируют известность, экстрим в работе и некоторые карьерные перспективы. Например, возможность дорасти до программного директора. А еще ди-джеи часто подаются в арт-директоры ночных клубов. А то и сами уходят «в музыку». Или уезжают продолжать карьеру в Москву, кому что нравится.

То, что даже известным радиоведущим не приходится расслабляться на работе, это факт. У диджеев, например, особые отношения со временем. Если работаешь в ночном эфире, могут поменяться местами день с ночью. К этому надо просто привыкнуть, переведя свои биологические часы в другой режим. Некоторые диджеи после ночного эфира успевают съездить в ночной клуб, а потом снова мчатся на утреннюю программу, что требует немалой собранности. Сама видишь, копуше тут не место.

Вообще, девиз радио: «Лаконизм и четкость». Возьмем, например, выход в эфир. Идеальный хронометраж для ди-джейской речевки – полторы минуты. Если ты говоришь дольше, человек, только что включивший радио, не поймет, о чем речь – и может просто переключить частоту. Поэтому, позвонив на радио по поводу прослушивания, постарайся говорить четко и конкретно. И не забудь сначала пожелать «радистам» легкого эфира и отличного настроения! Это станет отличным аргументом в пользу твоей кандидатуры!

Маша Калашникова, диджей радио «Динамит FM», 25 лет:


Маша Калашникова

Когда училась на журфаке в УрГУ, пришла на студенческое телевидение. Там познакомилась с Мартином МС, одним из первых, теперь легендарных ди-джеев Екатеринбурга. Он отнес мои записи на радио «Пилот», так я появилась в эфире с крошечной программой «ФакТЫ, факТЫ и еще раз факТЫ!». Я выдавала как-бы-новости: серьезным голосом вещала о том, что по улице Белинского, например, ехал троллейбус, у которого вдруг оторвались «рога», ими он зацепил машину и, пугая прохожих, поехал дальше по городу. Правда ли это? Похоже на правду. Это была по-настоящему провокационная идея, разрушающая миф, что на радио не могут врать.

Полную свободу действий я получила на «Динамит FM», когда начала вести свой концерт по заявкам. Некоторые упрекают в том, что я излишне придирчива к людям. А я парирую: и не надейтесь, что буду передавать ваши приветы и слушать, как вы перечисляете всех родственников. Я не допускаю, чтобы человек ехал по накатанному пути. Начинаю задавать вопросы, которые сначала ввергают в ступор, а потом заставляют думать. Если слушатель звонит из маршрутки, я прошу организовать хоровое «счастливого пути!» всем, кто в это время едет по той же улице. Вот она, объединяющая сила радио! Стараюсь и себе таким образом давать встряску. Сначала работать легко и просто, но когда ты несколько лет занимаешься одним и тем же, то уже можешь предсказать, что сделает слушатель в ту или иную минуту. Просто по его голосу. Поэтому всеми силами надо избегать конвейера.

Радует, что есть люди, которые демонстрируют свое расположение ко мне так деликатно и необычно, что это интригует и вызывает желание продолжить диалог. Лет шесть назад в разгар сессии я вела ночной эфир – само собой, поддерживая тему экзаменов. На пейджер пришло сообщение: «Сижу сейчас и клею унитазики. Один могу подарить тебе». Из любопытства я поддержала: да, хочу увидеть унитазик! Каково же было мое удивление, когда через несколько дней в эфирке я нашла розовую коробочку – таких даже в ювелирных магазинах не продают! Она была сделана вручную, изящно перевязана и снабжена запиской, где каллиграфическим почерком было выведено «Маше Калашниковой». Внутри обнаружилась уменьшенная копия ванной комнаты: крошечные предметы сантехники, миниатюрная стиральная машина, даже шторка над ванной!

Спустя несколько лет этот человек, который называл себя Сережка-Архитектор, появился так же внезапно, но и так же деликатно. Снова коробочка hand-made. На этот раз «сюрприз в сюрпризе»: нескончаемый процесс разворачивания подарка. На каждом этапе – сопроводительная записка. Было ощущение, что человек действительно знает, что в данный момент я улыбнусь, где-то испытаю смущение, где-то буду готова заплакать от трогательности момента. Когда бережно сняла упаковку, обнаружила маленького динозаврика, сделанного в технике оригами. С этим человеком мы даже не общались, но благодаря своей загадочности и в то же время открытости он мне до сих пор интересен.


Даша Степанова

Даша Степанова, ди-джей радио «Европа Плюс», 25 лет:

Работу диджея люблю за ее непредсказуемость. Когда ведешь концерт по заявкам, никогда не знаешь, что произойдет в следующий момент. Пару лет назад был случай: дозвонилась женщина, передает приветы: маме, любимому мужу. Говорит, вот, муж сейчас сидит. Вопрос встречный: «Рядом сидит?» Нет, говорит, в тюрьме. Мхатовская пауза, затем я быстро сворачиваю разговор: всего хорошего, любви, счастья! На радио недопустимы подобные откровения! Людей приходится фильтровать.

Звонит недавно молодой человек. Серега, весь такой раскованный. Разговариваем за эфиром: «Ну что, Сережка, или Серый (стараюсь подстраиваться под собеседника, расслабить его перед эфиром), кому приветы будешь передавать?» Вовремя спросила. Говорит: «Тухлому Черепу». Я, быстро: «Стоп, Сережа. За откровенность и жизненность спасибо, но приветствуются имена реальных людей.» Я стараюсь, чтобы все комментарии, обращенные к друзьям и родственникам, были озвучены до эфира, чтобы потом получилось все складно и красиво. Это непросто: когда человек впервые дозванивается до радио, у него шок. Как будто его вся Россия слышит, снимают скрытой камерой, да еще завтра в газетах он появится на первой полосе! И катится стандартное: «Приве-е-е-ет моему любимому». А я мечтаю, чтобы люди не ограничивали себя стандартными выражениями, чтобы делились своими мечтами: «Даша, я хочу снова увидеть крейсер «Аврору». Это и меня, и слушателей цепляет!

Нина Маевская, диджей «Love Radio», 29 лет:


Нина Маевская

Некоторые диджеи говорят: «Да я терпеть не могу музыку, а радио в принципе не слушаю». Думаю, это кокетство. Я вот именно благодаря музыке и пришла на радио. Ну где еще можно включить музыку на полную катушку и не услышать в ответ злобное битье соседей по батарее? А где можно пообщаться со всем городом разом, зарядиться его настроением, услышать столько слов любви? Об этом можно только мечтать!

Раньше я так представляла эту профессию: эфирка завалена дисками. Нужно вовремя вытащить из этой кучи нужный диск, вставить. Вовремя принять звонок от слушателя и выключить микрофон, не нарушая диско-извлекательного процесса. Но когда я впервые увидела радийный пульт, была шокирована: чуть ли не сотня кнопочек. Куда жать? Когда? Как успеть? Если забудешь выключить звук, весь город насладится «театром у микрофона» - скрипом двери, кашлем, шорохами, разговорами на отвлеченные темы и даже использованием «великого и могучего» не в самом литературном проявлении.

Каждый решает проблему по-своему. Кто-то клеит наклейки против нужной кнопки или делает зазубринки на пульте – и таким образом запоминает, что, где и как. А я заучивала, отсчитывала и запоминала. Методом проб и ошибок научилась ладить с грозным зверем по имени «радийный пульт», который на поверку оказался верным другом и помощником. Многие мои коллеги работают совместно со звукорежиссерами: махнул рукой, тебя пустили в эфир, махнул – выключили. Им легче, но я им нисколько не завидую. Я люблю, когда все зависит от меня.

Наталья Егорова

Фотостдия «Ньютон»


добавлено: 16 июля 2006 года
источник: журнал Cosmopoliten Урал , выпуск июль-август
смотреть статьи: все | журнала Cosmopoliten Урал
 
Студия IT © 2006