Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

Государство нам поможет

М алый и средний бизнес вправе рассчитывать на поддержку государства. Взаимная выгода очевидна: чем больше класс собственников, тем устойчивее общество. В европейских странах малые и средние предприятия дают 40% ВВП, в России — 12-15%. Но я — оптимист. У меня нет причин не доверять правительству РФ. Наверное, оно тоже хочет, чтобы доля малого бизнеса увеличивалась. Более того, правительство уже продемонстрировало готовность к сотрудничеству. Год назад на свет появилась программа Германа Грефа, предусматривающая четыре механизма поддержки малых предприятий: 1) бизнес-инкубаторы; 2) микрофинансирование малого бизнеса (субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам и предоставление государственных гарантий при получении займа); 3) специальные меры по поддержке предпринимателей-экспортеров; 4) бюджетные субвенции и субсидии на развитие инновационных компаний и венчурного производства. Предложения очень интересные.

Галина Комарова

директор компании «Копимаркет»

Я готова верить, что у правительства хватит воли довести замысел до логического конца. Другое дело, готов ли к сотрудничеству малый бизнес.

Два-три года назад предприниматели просили дешевых кредитов. Их призывы были оправданны — без внешних заимствований трудно вывести предприятие на новый уровень. Средства массовой информации писали: банки не доверяют малому бизнесу. И были правы. Но прошло совсем немного времени, и ситуация изменилась. Получить деньги теперь намного проще. У банков, лизинговых компаний и инвестиционных фондов появились продукты, рассчитанные на малых предпринимателей. Рынок буквально перенасыщен деньгами. Протяни руку — и эти деньги твои. Казалось бы, все просто: тот, кто рассчитывает на банковский кредит, должен хорошо представлять, зачем он это делает и как будет отдавать деньги. Но далеко не все предприятия готовы работать по цивилизованным схемам. Инстинкт самосохранения, спасавший в смутные времена, сделал российский бизнес непрозрачным и агрессивным. Это неудивительно — меняется ситуация в стране, меняются и потребности в новых знаниях. Получается замкнутый круг. Чтобы сделать шаг вперед, нужно либо учиться самому, либо искать структуру, которая окажет методическую помощь. Первый вариант, с моей точки зрения, надежнее. Ты сам просчитываешь каждый шаг в ситуации, когда десятки факторов оказывают влияние друг на друга. Иной раз лояльность клиентов превращается в математическую функцию цены барреля нефти на внешнем рынке, хотя, на первый взгляд, очевидной связи здесь не просматривается.

В том, что руководителям малого и среднего бизнеса не обойтись без финансового образования, я даже не сомневаюсь. Обычно, поставив бизнес на ноги, продвинутый собственник начинает восполнять недостающие компетенции. Пять лет назад, решив, что мне не хватает знаний, я пошла учиться. Сначала в Институт менеджмента и рынка (ИМИР), потом — в УСИБ, а теперь — в Институт экономики им. Плеханова. Последний раз, когда мне понадобился кредит на покупку оборудования, расчеты по инвестиционному проекту я выполняла сама. Нужно ли помогать тем, у кого не получается решить проблемы своими силами? На этот счет есть разные мнения. Ведь бизнес есть бизнес. По статистике, из 100 малых предприятий выживает около 20. Значит ли это, что остальные 80 не были приспособлены к жизни?

Ответ могли бы дать ассоциации, объединяющие предприятия малого бизнеса, но ожиданий они не оправдали. В Екатеринбурге практически нет организаций, которые могли бы рассказать, как шаг за шагом выстраивать свой бизнес. Если такая структура появится, она будет востребована. Свой вариант Дома малого бизнеса предлагал сделать владелец компании «Италл» Игорь Зятев. В его проекте есть рациональное зерно. Но мне кажется, что инициатива должна исходить от власти. Предприниматели должны освоить новейшие финансовые инструменты. Хорошо, когда есть деньги для развития своего бизнеса, но еще лучше, если ты умеешь грамотно ими распорядиться.


добавлено: 07 мая 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск №17(541) 8 мая 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006