Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

Топ лист Консалтинговые компании

Рынок консалтинговых услуг развивается динамично, но пока уровень их проникновения минимален. Одна из причин — низкое доверие заказчиков. Эксперты уверены: через два-три года в этой области останутся только профессионалы и, как следствие, повысится лояльность клиентов.

эксперты

Юрий Афанасьев

генеральный директор консалтинговой компании «Активные Формы»

Татьяна Басманова

директор ООО «Аудиторская Группа «Капитал»

Антон Воробьев

управляющий партнер консалтинговой группы «ФИНЭКС», директор ЗАО «ФИНЭКС-Качество»

Александр Гуревич

исполнительный директор компании «АБ Консалт»

Алексей Клюев

директор Института управления и предпринимательства

Лидия Кузнецова

директор ООО «Центральная консультативная группа»

Елена Питерева

коммерческий директор корпорации «Бизнес-Мастер»

Дина Ушакова

директор департамента
корпоративных решений
«Апрайт-Проекты»

Рынок консалтинговых услуг развивается динамично, но пока уровень их проникновения минимален. Одна из причин — низкое доверие заказчиков. Эксперты уверены: через два-три года в этой области останутся только профессионалы и, как следствие, повысится лояльность клиентов.

И?

сполнительный директор компании «АБ Консалт» Александр Гуревич считает, что консалтинг существовал еще в Советском Союзе: «Отраслевые НИИ — прообраз консалтинговых фирм: в институтах аккумулировался опыт, который в дальнейшем передавался по цепочке ниже». Толчком же к формированию этого рынка в России, по его мнению, стало открытие представительств иностранных организаций: «Для них услуги консультантов уже тогда были в порядке вещей».

Рынок консалтинга неоднороден

Ситуация на рынке консалтинга сегодня неоднозначная — полагает Алексей Клюев, директор Института управления и предпринимательства: «Неодинаковая динамика развития секторов экономики привела к тому, что консалтинговые фирмы находятся на разном уровне развития — от примитивного до самого продвинутого». С одной стороны, подчеркивает г-н Клюев, есть предприятия, которые работают по старым технологиям, но их возглавляют менеджеры советской закалки, и они менее чувствительны к консалтингу. Кроме того, существует сектор экономики, динамично развивающийся (прежде всего, сфера обслуживания и торговли). Здесь консалтинг используется уже активнее, однако привлекаются консультанты, которые внедряют лишь давно отработанные технологии. На взгляд Алексея Клюева, это консалтинг не развития, а функционирования, воспроизводства того, что уже есть. И третий сегмент — рынки, связанные с глобальной экономикой. «У нас такие консультанты пока практически отсутствуют: нет людей, имеющих опыт подобной деятельности», — отмечает г-н Клюев.

По данным аналитического центра консалтинговой компании «Активные Формы», емкость рынка управленческого консалтинга Екатеринбурга (традиционные виды, за исключением IT: стратегическое управление, управление персоналом, маркетинг, финансы) около 240 млн руб., а рынка IT + управленческий консалтинг — 600 млн руб. Объем рынка Свердловской области — 1,1 млрд руб. (IT + управленческий — 1,4 млрд руб.).

Дина Ушакова, директор департамента корпоративных решений «Апрайт-Проекты», убеждена, что сфера консалтинговых услуг развивается стабильно: «По нашим оценкам, ежегодный прирост составляет около 30%. Примерно 40% рынка приходится на IT-консалтинг (автоматизация бизнес-процессов предприятий, внедрение SRM-решений), оставшиеся 60% поровну делят между собой управленческий (стратегическое планирование, целевое управление, организационное проектирование, системы менеджмента качества), бухгалтерский и юридический консалтинг (большую долю которых составляет аудит)».

Антон Воробьев, управляющий партнер консалтинговой группы «ФИНЭКС», директор ЗАО «ФИНЭКС-Качество», также оценивает темпы роста весьма высоко — до 50% в год: «Этот показатель зависит преимущественно от деятельности крупных консалтинговых групп Урала, их годовой оборот свыше 30 млн руб. У средних фирм — 10-20 млн руб.».

Как считает Алексей Клюев, не стоит восхищаться подобной динамикой развития рынка: «На самом деле он растет медленно, ведь, по сути, его раньше попросту и не было. Вот если бы он рос сотнями процентов в год, тогда можно было говорить о высоких темпах».

Екатеринбург по количеству консалтинговых фирм и их совокупной выручке уверенно входит в пятерку российских городов — отмечает Антон Воробьев: «Есть регионы, где практически невозможно найти местных консультантов. Это обстоятельство позволяет нам получать заказы в таких городах, как Астрахань, Иркутск, Благовещенск, Хабаровск. Между тем присутствие большого числа компаний не исключает возможности работать с клиентом в той же Москве или в Питере».

По оценке компании «Апрайт», в Уральском регионе около 40 игроков, среди них 12% занимают представительства крупных зарубежных и российских организаций, 18% — фирмы с опытом работы от пяти лет, предоставляющие услуги по всему региону. Эти компании, как считает Дина Ушакова, делят между собой около 60% рынка консалтинга. Однако, подчеркнул Александр Гуревич, не более 7-8% предприятий прибегают к услугам консультантов.

Разрастанию рынка способствуют низкие инвестиции при открытии бизнеса. «Первоначальные вложения — это аренда офиса, приобретение компьютеров, минимальные средства в обороте. Но для start-up необходимы кадры, что гораздо важнее финансов. Мы запускали свое дело с 400 тыс. руб. заемных денег, их мы потратили на ремонт арендованного офиса, покупку мебели и нескольких компьютеров. Но у нас были лояльные и преданные люди — профессионалы, на энтузиазме которых компания развивалась первый год», — вспоминает Татьяна Басманова, директор ООО «Аудиторская Группа «Капитал».

По мнению Александра Гуревича, консалтинг привлекает высокой доходностью при малом количестве затрат и тем, что рынок малокриминализованный: «Но надо помнить, что это очень тонкий рынок с точки зрения восприятия: стоит допустить ошибку, и клиента можно потерять навсегда. В этом случае на место компании придет новая фирма или клиент вообще перестанет обращаться к консультантам».

Елена Питерева, коммерческий директор корпорации «Бизнес-Мастер», уверена: на екатеринбургском рынке консалтинга, несмотря на значительное число игроков, много свободного места: «Он насыщен разными предложениями. Однако по-настоящему результативных не более трети. Основная часть — предложения, составленные 20 лет назад, голая теория. Применить их на практике фактически невозможно. По сути, это вода!» Когда «Бизнес-Мастер» «заходит» в новую компанию, то чаще всего слышит истории об отрицательном опыте работы с консалтинговыми фирмами. «И очень сложно убеждать в том, что консалтинг действительно может принести результат», — добавляет г-жа Питерева.

Тендеры формируют
рынок заказов

Как и прежде, серьезную роль на местном рынке консалтинговых услуг играют московские компании. Опрошенные «ДК» эксперты сошлись во мнении, что сливки рынка забирают себе столичные игроки. «Во-первых, многие собственники бизнеса на Урале — московские организации, которые доверяют своим консультантам. Во-вторых, в период бурного роста рынка специалисты брались за решение любых задач, не имея соответствующих ресурсов и опыта. При этом репутация региональных консалтеров несколько пострадала», — аргументирует Татьяна Басманова.

Однако стоимость услуг московских и екатеринбургских компаний на схожие продукты при соответствующем качестве практически не отличается. «Местные игроки начинают себя ценить, осознавая свою компетентность. Нередки случаи, когда московские фирмы на региональные проекты отправляют консультантов пониже уровнем, но по такому же высокому прайсу», — делится опытом Александр Гуревич.

Давление со стороны столичных компаний заставляет местных консалтеров все активнее продвигать собственные продукты. Как вспоминает Антон Воробьев, несколько лет назад он считал, что у его фирмы практически нет конкурентов: «Мы не проводили PR-акций, не давали рекламы, но были обеспечены заказами. Сейчас же ощущаем конкурентное давление как со стороны московских организаций (при работе с крупными клиентами), так и со стороны молодых консалтинговых компаний из Екатеринбурга (при работе с представителями малого и среднего бизнеса). Кто-то давит авторитетом, а кто-то поражает своей активностью».

Год назад Алексей Клюев сказал «ДК»: рынок российского консалтинга скучноват. За последний год, по его мнению, ничего не изменилось — как был скучноват, так и остался: «Основная причина в том, что сегодня увеличить эффективность бизнеса можно, не обращаясь к консалтерам. Главный показатель эффективности бизнеса — повышение прибыльности. С этой целью предприниматели всегда будут использовать самые результативные схемы. Если теперь лоббистские методы проще и дают большую отдачу, то какой смысл тратиться на услуги консультантов? Уровень коррумпированности и развитости консалтинга соотносятся пропорционально».

Именно поэтому, полагает г-н Клюев, значительная часть консалтинговых компаний находится, по сути, в предбанкротном состоянии: «Когда-то один мой знакомый, директор консалтинговой фирмы, на вопрос, как дела, ответил: «Нормально, как обычно. Мы в трех месяцах от банкротства». Думаю, подобная ситуация сохраняется и сегодня: любая консалтинговая компания живет в таком состоянии. В этом есть и плюсы — у консультантов нет возможности успокоиться. Однако нереально делать капитальные вложения в бизнес».

Как отмечают эксперты, рентабельность консалтинговых фирм находится на высоком уровне — 20-50%. Но Татьяна Басманова убеждена, что не стоит придавать этому показателю особое значение: «Обороты консалтинговых компаний невысокие, поскольку действительно крупных игроков, которые одновременно проводят десятки проектов, имея соответствующий штат сотрудников и объемы заказов, — единицы. Подобная рентабельность, например, для торговли на большом обороте покажется заманчивой. Но для ограниченного объема продаж она просто необходимое условие жизнедеятельности».

Аналитики рынка говорят: важнейший критерий эффективности той или иной консалтинговой компании — объем выручки на одного консультанта в год. Этот показатель может варьироваться от 500 тыс. до 5 млн руб., однако у достаточно большого числа компаний приближается к нижней границе. «В «ФИНЭКСе» на протяжении многих лет каждый консультант в среднем приносил около 600 тыс. руб., что свидетельствовало о низкой эффективности бизнеса. Именно поэтому акционеры предприняли меры с целью увеличить эту сумму как минимум в два раза. С одной стороны, необходимо было увеличивать выручку, и она у нас растет, но не в разы, а процентов на 20 в год, с другой — сокращать избыточный персонал, что мы и делали в 2005 г.», — делится опытом Антон Воробьев.

Несмотря на скептическое отношение к рынку консалтинга, Алексей Клюев отмечает одну положительную тенденцию — создание конкурентной среды: «Вызвано это внедрением тендерной системы. К примеру, реструктурируется крупное предприятие, и оно выбирает консалтинговую фирму на конкурсе. Конечно, работа этих компаний иногда оказывается и фиктивной. Однако все равно можно говорить о том, что появляется возможность получить хороший заказ и, как следствие, формируется рынок заказов».

Руководители и собственники предприятий, обращающиеся к консультантам, стали четче формулировать свои цели и результат, который они хотели бы получить по итогам проекта. И теперь консультант уже не может отделаться шаблонным отчетом или типовыми рекомендациями. «Клиенту необходима не сама по себе услуга как таковая, а удовлетворение потребностей в повышении эффективности бизнеса. Причем потребности эти все время растут!» — резюмирует Антон Воробьев.

С ним согласен Юрий Афанасьев, генеральный директор консалтинговой компании «Активные Формы». По мнению г-на Афанасьева, запросы клиентов становятся все более квалифицированными и глубокими: «Например, конкретизируются задачи в блоке «Управление производством» вплоть до «учета кислорода на рабочем месте». При выборе консультанта клиент не торопится с принятием решения, все обдумывает долго и тщательно».

В любом случае, как утверждают специалисты, консультант может лишь предложить схему, а внедрять новшества должен руководитель — это повышает нагрузку на менеджмент. «Возникает огромный объем работы, сегодняшний менеджмент не может методично вводить в эксплуатацию консалтинговый проект. Второй важный момент: система функционирует только тогда, когда она используется полностью. При частичном внедрении возникает обратный эффект. Приходится либо идти до конца, либо не начинать вовсе», — предостерегает Алексей Клюев.

Количество консалтинговых фирм сократится
через два года

Эксперты прогнозируют, что период, когда на рынке работают десятки фирм, скоро закончится. «Года через два останется несколько ключевых операторов, которые поделят между собой основную часть рынка. Кризис наступит для тех, кто предоставляет некачественные услуги», — предсказывает Елена Питерева.

Как считает Лидия Кузнецова, директор ООО «Центральная консультативная группа», еще три-пять лет будут появляться и исчезать множество фирм и лишь затем рынок несколько стабилизируется. По мнению Антона Воробьева, подобные процессы могут привести к кризису рынка: «И в этом будут виноваты сами консультанты, для многих из которых сейчас основная задача — продать свои услуги, и чем по более высокой цене, тем лучше. Если подход консультантов не изменится, клиенты будут постепенно разочаровываться в их услугах».

Сокращению количества консалтинговых фирм и укрупнению бизнеса, подчеркнула Татьяна Басманова, поспособствует приход крупных иногородних компаний, в частности московских. «Мелкие организации не имеют возможности зарабатывать за счет ограниченного оборота и не могут позволить себе вложения в развитие бизнеса. Из-за откровенного отставания в технологиях и кадрах они естественным образом уйдут», — подытожила г-жа Басманова.

Как считает Юрий Афанасьев, для рынка консалтинга будут характерны слияния и поглощения, а также кооперация и сотрудничество: «Партнерами консалтинговых фирм по-прежнему будут инвестиционные, оценочные, юридические компании. На рынке Екатеринбурга возникнет много проектов представителей «большой четверки» (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte & Touche, KPMG)». 


добавлено: 07 мая 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск №17(541) 8 мая 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006