Поиск статьи: 
Сделать стартовой Добавить в избранное
 
РАЗДЕЛЫ
Главная
Статьи(352)
(лента)
 
Журналы(127)
(лента)
 
Выпуски(410)
(лента)
 
Издательства(38)
(лента)
 

Система
О системе
Написать письмо
Заявка на участие

 
СТАТЬЯ журнала Деловой квартал [все статьи]

ИТ-индустрия ищет контакт с высшей школой

Как реорганизовать высшее образование, чтобы учесть пожелания «айтишников» Уральской индустрии, связанной с бизнес-ПО, грозит замедление темпов роста. Это произойдет в том случае, если не решится проблема дефицита квалифицированных кадров. Учить сотрудников внутри компании или в учебных центрах — это не выход. Рынок требует массового притока разработчиков и бизнес-аналитиков. Подготовить их можно в вузах, но они только начинают приходить к осознанию потребностей рынка.

эксперты

Анна Белошейкина

ИТ-директор компании
«МегаФон-Урал»

Людмила Богатова

руководитель координационно-аналитического центра по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников УГТУ-УПИ

Александр Гуревич

директор компании «АБ Консалт»

Александр Давыдов

генеральный директор
компании NAUMEN

Борис Клебанов

заведующий кафедрой АСУ РТФ УГТУ-УПИ

Алексей Коваль

руководитель группы бюджетных технологий и анализа отдела контроллинга Уральского Банка Реконструкции и Развития

Александр Костылев

руководитель службы внедрения корпоративных проектов екатеринбургского отделения корпорации «ПАРУС»

Вячеслав Кульков

директор филиала
компании «ТехноСерв»

Олег Никонов

декан ФИМТЭМ УГТУ-УПИ

Валерий Рогович

профессор кафедры ВТ УГТУ-УПИ

Какие специалисты необходимы уральской ИТ-отрасли

 Насколько готовы к взаимодействию вузы и ИТ-компании

 Как реорганизовать высшее образование, чтобы учесть пожелания «айтишников»

Уральской индустрии, связанной с бизнес-ПО, грозит замедление темпов роста. Это произойдет в том случае, если не решится проблема дефицита квалифицированных кадров. Учить сотрудников внутри компании или в учебных центрах — это не выход. Рынок требует массового притока разработчиков и бизнес-аналитиков. Подготовить их можно в вузах, но они только начинают приходить к осознанию потребностей рынка.

По расчетам Александра Давыдова, генерального директора компании NAUMEN, в ближайшие годы местный рынок создания и внедрения бизнес-приложений легко поглотит 10-20 тыс. квалифицированных специалистов. Где их брать — пока непонятно. Ресурсы самих софтверных фирм не столь велики, чтобы подготовить такое огромное число «айтишников», хотя компании и пытаются в этом поучаствовать. Вузы же еще не очень хорошо представляют, какие специалисты требуются на рынке, и согласны прислушиваться к мнению внедренцев. Как наладить взаимодействие высшего образования и компаний, заинтересованных в специалистах по бизнес-софту, рассуждали эксперты и гости, которых «ДК» пригласил на Дискуссионный клуб «Подготовка кадров для масштабных ИТ-проектов», проведенный совместно с факультетом информационно-математических технологий и экономического моделирования (ФИМТЭМ) УГТУ-УПИ.

«Айтишникам» не хватает знания экономики

По предложению модератора Дискуссионного клуба Алексея Жданова, разговор о подготовке кадров для ИТ-проектов решили начать с обозначения базового вопроса: каких же все-таки специалистов не хватает ИТ-компаниям и ИТ-отделам предприятий?

Первым слово взял Александр Давыдов: «Есть две категории специалистов: бизнес-аналитики и разработчики программного обеспечения. Первые трудятся на местном рынке, внедряют информационные продукты на конкретных предприятиях, приспосабливают их к конкретным бизнес-процессам. Разработчики же ориентируются скорее на глобальный рынок, на все то пространство, где продаются программные продукты. Потребность и в тех и в других очень велика и почти не закрывается нашими вузами. Подобных специалистов готовят только в Москве. Мы пытаемся решить эту проблему совместно с УПИ и УрГУ уже давно». Более конкретно разъяснил, почему же нужных специалистов нет на рынке, Алексей Коваль, руководитель группы бюджетных технологий и анализа отдела контроллинга Уральского Банка Реконструкции и Развития. Вузы, полагает он, выпускают лишь классических специалистов для классических ниш — инженеров, экономистов и так далее, но те проблемы, которые решают ERP-системы и их разработчики и внедренцы, находятся на стыке областей знаний программистов и экономистов. «Обычно при внедрении сложного ПО для бизнеса бывает так: люди, работающие на своих местах, считают, что их отрывают от реального бизнеса, и не хотят идти в проектную группу. Экономисты уверены, что настройка программы — это не их дело. Программисты же утверждают: создание экономических моделей — занятие экономистов. Людей, имеющих знания в обеих отраслях, приходится готовить самостоятельно либо из экономистов, либо из программистов. Другого выхода пока нет». Александр Давыдов с ним согласился. Как раз бизнес-аналитик, который прописывает процессы и настраивает их в любой программе, должен иметь знания по экономике. «Он не экономист и не работает с клиентами. Но у него в голове все бизнес-процессы, и он знает, как их описать, используя профессиональные навыки программиста». Г-н Давыдов и г-н Коваль и дальше могли бы уточнять конкретные области знаний бизнес-аналитиков, но их прервал модератор. Алексей Жданов обратился к ИТ-директору компании «МегаФон-Урал» Анне Белошейкиной с просьбой рассказать, каких качеств не хватает современным выпускникам, приходящим работать в ее подразделение. Анна Белошейкина: «Им не достает понимания, что, прежде чем автоматизировать процесс, необходимо знать, из чего он состоит и как проходит через весь бизнес предприятия. Мало готовить просто программистов или специалистов, владеющих средствами разработки, например, тех же СУБД (система управления базами данных). Высшая школа должна давать знания о ERP, составе модулей, влиянии модуля на бизнес. Основная проблема, как правило, непонимание особенностей конкретного предприятия, незнание отраслевой специфики». Как отметила г-жа Белошейкина, выпускники не знают конкретные области, которые они автоматизируют.

Регламентация учебных процессов не успевает
за развитием ИТ-технологий

Пока сотрудники ИТ-компаний и ИТ-отделов перечисляли «грехи» высшей школы, представители УГТУ-УПИ готовили ответные выступления. И к тому времени, как модератор обратился к ним за комментарием, они уже были во всеоружии. Первым ответил на претензии «айтишников» Олег Никонов, декан ФИМТЭМ: «Отзывы о наших выпускниках хорошие, но часто возникают вопросы, почему их не научили тому или этому. Но мы и не можем подробно останавливаться на специфике каждого предприятия. Не можем все время посвящать изучению каждой отрасли. Мы даем высшее базовое образование, и фундаментальная составляющая играет в этом важнейшую роль. Этот тезис вступает в противоречие с требованиями работодателей. Но если б даже мы захотели учить только ERP-системам, мы бы столкнулись с государственным образовательным стандартом — он регламентирует 70% дисциплин, затем с учебным планом: его можно менять, но не так часто. Как развиваются ИТ-технологии, вы сами знаете, и регламентация учебного процесса за ними не успевает. Тем более что квалифицированных кадров, которые бы учили студентов тому, что требуется, сегодня тоже не много. Да и системы для проведения занятий стоят дорого. Проблемы лежат на поверхности, но они мешают достичь идеала, которого ждут от нас работодатели, хоть мы и пытаемся адаптироваться к их требованиям».

Четкий и аргументированный ответ даже привел оппонентов в некоторое замешательство. Первым нашелся Александр Гуревич, директор компании «АБ Консалт»: «Все сказано очень правильно. Но чтобы выпускник мог работать успешно и сразу приносить ощутимую пользу, у него должно быть знание реального бизнеса — это можно получить только на практике. Отсутствие подобного опыта — общий минус для всех выпускников. Человек может быть самым замечательным и способным, но потребуется затратить много времени и денег, часто с непредсказуемым результатам, чтобы он мог выполнять свои функции». Коллеги г-на Гуревича с ним полностью согласились. Но Олег Никонов тут же возразил: существует очень просто решение — необходимо почаще приходить в вуз, выбирать подходящих людей и готовить их под себя.

В спор вступили и другие «айтишники». Александр Давыдов вспомнил: у его фирмы есть опыт передачи в вуз своих программ в качестве учебного пособия. Вина за недостаточную подготовку специалиста, отметил г-н Коваль, лежит не только на высшей школе. «Когда студент приходит на практику, чем он обычно занимается? Бумажки перекладывает. Зачастую это связано с коммерческой тайной. Все-таки практикант — сторонний для организации человек». Борис Клебанов, профессор, заведующий кафедрой автоматизированных систем управления радиотехнического факультета (АСУ РТФ) УГТУ-УПИ на это заметил: «Мы выпускаем инженеров — системных аналитиков, и у нас огромная часть учебного процесса посвящена моделированию бизнес-процессов реальных предприятий, студенты пишут по этим темам курсовые работы». Г-н Клебанов рассказал, как строит свою работу с вузами, в том числе и с УПИ, компания SAP. В прошлом году она объявила о запуске глобальной программы партнерства с высшим образованием и заключила договоры с ведущими российскими вузами, такими как УПИ, МГУ, СПбГУ, МГТУ (а всего их семь в СНГ). Вузам бесплатно предоставляется ПО компании, SAP cодействует выпускникам, создает сообщество для внедрения инноваций. В рамках этой программы в УПИ разрабатывается учебный курс «Введение в SAP». Кроме немецкого софт­верного гиганта, подобную работу ведет организация «Микротест-Программ Лайн», продвигающая ERP-систему IFS. Как добавил г-н Коваль, компания Oracle вообще бесплатно предоставляет свои продукты для некоммерческого использования, в том числе для обучения. Благотворительность объясняется просто — на рынке недостаток кадров. Нередко из-за этого останавливаются проекты. «Для компании SAP основной бизнес — это продажа программного обеспечения, и чем доступнее будут услуги по внедрению, тем больше его будет продаваться, и SAP делает все шаги по максимальному увеличению числа специалистов и снижению расценок на внедрение с целью расширения рынка», — резюмировал Александр Гуревич.

Здесь уместно было бы поинтересоваться конкретными действиями в этом направлении российских разработчиков ERP-систем, что и сделал модератор, обращаясь к представителям компании «ПАРУС». «Мы иногда берем практикантов. Но опыта передачи в вузы своих продуктов у нас нет. Хотя разово предоставляли документацию по нашим системам. У нас существует свой учебный центр, разработаны программы — опыт и наработки есть. И со стороны вузов, и с нашей стороны достаточно много сделано, чтобы начать более активное сотрудничество», — рассказал Александр Костылев, руководитель службы внедрения корпоративных проектов екатеринбургского отделения корпорации «ПАРУС».

Компании готовы применять разные модели подготовки специалистов

Пока эксперты обсуждали тонкости подготовки кадров для современных ИТ-проектов, из зала прозвучало острое замечание, которое повлекло за собой отдельную дискуссию. «Вот говорят про проблемы компаний и вузов, но на самом деле в существующей модели высшего образования они не решаются, — неторопливо, как на лекции, начал Валерий Рогович, профессор кафедры вычислительной техники УГТУ-УПИ. — Я понимаю, что здесь присутствуют не самые крупные игроки, но вы бы решились объединиться и создать учебное заведение с целью подготовки специалистов в области инновационной инженерии? Если согласны, ваши проблемы начнут устраняться, а иначе так и будете находиться в болоте. Все вузы остались в рамках индустриальной инженерии, а вы живете уже в другую эпоху, и сама модель образования ваши фирмы уже не устраивает. Требуются иные специалисты. И поэтому, как бы вы ни старались делать заплатки на системе образования, пользы от этого не будет. Необходимо перестраивать ее от начала. Все должно быть по-другому: полная свобода, никаких стандартов — чему учить. Рынок и его потребности должны диктовать задачи обучения. Вот тогда можно готовить специалистов спокойно, но государство не будет это финансировать».

Зал на некоторое время притих. Возразить попытались представители выс­шей школы из числа экспертов. «Весь процесс нужно выстроить так, — продолжил Валерий Рогович. — Возникает потребность, и под нее готовится человек, способный решать те проблемы, за которые никто до него не брался. Сейчас же готовят инженеров, работающих по прототипам. Есть прототип — есть решение, нет — нету». По реакции зала стало ясно: замечание задело за живое.

Другой вариант развития качества образования «айтишников» предложил Вячеслав Кульков, директор филиала компании «ТехноСерв»: «Строгая регламентация учебного процесса — это не проблема. Прошу: не меняйте этого. УПИ на федеральном рынке — бренд. Если в резюме специалиста написано «УПИ», уже не возникает вопросов к уровню компетенции. Я сам учился в УПИ, правда, специальность у меня «изготовление снарядов», но путь в ИТ-рынок мне не закрыт. У вас колоссальный ресурс — это помещения. Сегодня в Екатеринбурге много центров компетенции различных мировых компаний — НР, Novell, Microsoft. Думаю, если предложить им бесплатно разместить центр компетенции у вас, это будет иметь колоссальную выгоду. Появится база, близкий контакт с ИТ-бизнесом. Не потребуется создавать институты и вваливать в них миллионы долларов. У вас есть ресурс — предоставьте его и за это попросите, чтобы ваши студенты могли участвовать в работе центра, его мероприятиях, и студент в своем резюме сможет указать об этом».

Александр Давыдов поделился с собравшимися опытом проведения курсов подготовки программистов. Он выделил две сопутствующие проблемы. Первая: преподавателям, обучающим профессиональных разработчиков бизнес-софта, необходимо платить не менее $1,5 тыс., иначе они уйдут. Обучение становится весьма затратным процессом. Второе: отсутствуют юридические механизмы, способные заставить студента отработать в компании, оплатившей его обучение. И при этом если в подготовке программистов есть положительные сдвиги, то в области обучения бизнес-аналитиков пока ничего подобного нет. Никто не желает тратиться на их подготовку.

На последний тезис возразил Алексей Коваль. По его словам, фирмы вкладывают большие суммы в обучение, но готовят кадры внутри коллектива: «Когда выращиваешь специалиста у себя, ты уже видишь человека и знаешь, на что он годен, какой с него будет экономический эффект, можешь спрогнозировать результат. Как просчитать инвестиции в подготовку студента вуза — пока непонятно».

Итог дискуссии подвел Александр Давыдов. Дефицит кадров в ИТ-индустрии будет только увеличиваться: в первую очередь специалисты исчезнут оттуда, где они не находят эффективного применения, в основном из непрофильных предприятий. Компании, стремящиеся развиваться, должны вкладывать в подготовку кадров уже сейчас.


добавлено: 23 апреля 2006 года
источник: журнал Деловой квартал , выпуск №15 (539) 24 апреля 2006
смотреть статьи: все | журнала Деловой квартал
 
Студия IT © 2006